— Так будет лучше, дитя мое, — мягко произнес папа, — ты и сама должна это понимать. С твоей помощью мы сможем сокрушить императора.
Матильда молча кивнула. Она не хотела этого брака. Она предпочла бы вообще никогда не видеть этого заносчивого юношу. Но за ласковой просьбой ясно читалось жёсткое требование. И она подчинилась. Как это уже было не один раз.
У правителя Тосканы было трое детей, но вышло так, что 1053 году в живых осталась только младшая дочь, Матильда. Однажды на охоте Бонифаций III так увлекся погоней, что не заметил пущенную стрелу. До сих пор неясно – была ли то случайность, или это подстроили недруги графа.
Однако в один момент семилетняя девочка стала именоваться Великой графиней, которой подчинялись Феррара, Модена, Мантуя… Слишком большой «кусок» для столь юного существа. Соседи по полуострову начали потирать руки от нетерпения: каждому хотелось заполучить эту девочку в жены.
Но за маленькую Матильду все решила ее мать. Графиня Беатриса так боялась, что ее земли захватят, а саму ее отправят в монастырь (для XI века далеко не редкая история), что поспешила замуж за первого, кто сделал ей предложение. Этим человеком стал герцог Готфрид Лотарингский.
Он же предложил сыграть и вторую свадьбу: пусть Матильда обвенчается с его старшим сыном. Под одной крышей поселились две пары молодоженов: герцог Готфрид и графиня Беатриса, маленькая Матильда и Готфрид-младший.
Она не любила мужа. Подрастая и превращаясь в прелестную девушку, Матильда все отчётливее понимала: с Готфридом они слишком разные. Он был груб, резок, постоянно подчеркивал свое превосходство над ней… Даже папа Римский решил вмешаться: негоже так обращаться с наследницей огромных земель!
Побольше уважения! Но Готфрид-младший дерзил даже понтифику: «Супруга следует за мужем, а ее землями управляет мой отец».
«Это был худший выбор в вашей жизни!», — крикнула однажды девушка своей матери. Беатриса отвела глаза. Она добилась, чего хотела – спокойствия и уверенности в завтрашнем дне. А то, что для этого использовали Матильду – так ведь для того и рождены дочери знатных семей!
В 1069 году герцог Готфрид скончался. Его сын расправил плечи: теперь он мог распоряжаться всеми владениями Матильды. Ослепленный своей гордыней, он не замечал, как несчастна его молодая жена. Когда она потеряла ребенка, сочувствия от Готфрида не последовало, только презрительное замечание – вы ни на что не годитесь!
В ответ на это, Матильда совершила поступок, редкий для женщины того времени. Она собрала вещи и уехала от супруга. Ее путь лежал в Рим, где однажды она уже получила поддержку.
Папа Григорий VII выслушал ее внимательно, но на просьбу расторгнуть брак ответил отказом. Но когда в Рим примчался Готфрид, чтобы умолять Матильду вернуться, не встал и на его сторону. Не добившись никаких результатов, герцог уехал восвояси. А его жена осталась в Вечном городе, под покровительством папы Римского.
В ту пору между Римом и императором Генрихом IV велась настоящая война. Готфрид принял сторону правителя Священной Римской империи. Матильда оказалась в противоположном лагере. Она не знала Генриха IV ни одного дня, но ей было достаточно слухов, которые распространялись про него. Активно обсуждали, насколько плохо император обращается с женой.
В Риме его считали еретиком, отвергающим церковь. Когда Готфрид поднял знамена в защиту Генриха IV, у Матильды состоялся долгий разговор с папой Римским. Неизвестно, что они обсуждали, только в 1076-м году герцог был убит. «Его жена дала на то согласие», — обсуждали в народе.
А дела у Генриха шли неплохо – он даже сумел вплотную подступить к Риму, так что понтифику пришлось бежать. Матильда помогла папе Григорию VII укрыться в своем замке Каносса…
Великая графиня Тосканы – как ее официально именовали – с тех пор была самой преданной, самой активной защитницей Рима. И даже после смерти понтифика, когда папский престол занял другой человек, не отступила от своих принципов. Урбан II мог тоже рассчитывать на нее…
— Вам нужно выйти замуж. – Однажды сказал он Матильде. – За сына баварского герцога, за Вельфа. Так мы укрепим силы, направленные против императора.
— Но ведь Вельф намного моложе меня! – Воскликнула графиня.
— Так будет лучше, дитя мое. Вы же понимаете это…
Надменный юноша, Вельф, прибыл в Рим в 1089-м году. Он сразу не понравился своей невесте – заносчивый, недалекий… Чем-то он напоминал мужа графини, Готфрида. И все-таки, несмотря на разницу в возрасте в 27 лет, их обвенчали. Матильда принесла мужу владения, деньги, возможность собирать силы для борьбы с императором… Использованная в очередной раз, графиня не ждала благодарностей.
Едва была достигнута цель – императора заметно потеснили, предали анафеме и прилюдно объявили в недостойном обращении с супругой, русской княжной Евпраксией – Вельф потребовал развода. Матильда ему была больше не нужна. Он намеревался просить руки молодой принцессы из Франции. Понтифик совершенно спокойно расторг союз, им же самим созданный.
Всю свою жизнь Матильда служила чьим-то интересам, и теперь от нее просто отвернулись. Она ушла в монастырь, где и скончалась в 1115-м году. Земли свои она завещала Риму.