«Не любила ни одного человека так сильно, как своих животных» Почему возлюбленный Анны Павловой стыдился своих отношений

Анну Павлову часто изображают и описывают как чистейшего ангела. Нежное, чуткое, застенчивое создание, самоотверженно служившее искусству и тронувшее своей нежной душой людей.

Будем честны – ангелы стремились стать первыми, тем более во времена Павловой, когда русский балет считался лучшим в мире. Среди танцоров шла бешеная борьба не на жизнь, а на смерть, интриги и предательства происходили чаще, чем трапезы.

Ангелы взывали в кордебалете, проливая слезы, полные сердца, из-за неудавшейся карьеры. Те, кто прорывался в первые строки балета, были с железными нервами и привкусом крови во рту.

У Павловой не было железных нервов. У нее совсем не было нервов. Она никогда, никогда не отменяла и не пропускала спектакли. Она танцевала с высокой температурой и сломанной ногой, а затем упала за кулисы в обмороке от боли.

Ее самой яростной соперницей была другая примабалерина Тамара Карсавина, красивая и блестящая балерина. Можете поверить – для Павловой никакая пакасть не казалась предосудительной, лишь бы добиться своей цели.

Однажды Павлова тайком перерезала наплечные ленты сценического костюма Карсавиной, и Тамара упала с верхней части костюма во время выступления – она была вынуждена закончить танец в неглиже!

Бедная Тамара подозревала виновную и не хотела оставить унижение просто так, но Аннушка, как ее ласково называли коллеги, вела себя как кошка, выхватывающая со стола бутерброд: «Я? Ты что, это была не я! Я ангел!».

Амбиции Павловой были чрезвычайно велики. Императорский балет не мог их удовлетворить, и Анна присоединилась к труппе под руководством Сергея Дягилева, Ballets Russes – самой известной бродячей балетной труппе в мире.

Но и здесь она не получила удовлетворения. Во-первых, она была не единственной звездой труппы, и это сводило Анну с ума. Дягилев предпочитал танцоров-мужчин и технически более сильных балерин.

Во-вторых, они конфликтовали из-за денег, потому что Анна считала, что танцовщики получали непропорционально малые зарплаты от высоких доходов труппы. Ссоры закончились разводом, и Павлова ушла – основала собственную балетную труппу.

Она была первой балериной, которая осмелилась сделать что-то подобное. Первая балерина, которая без спонсоров и начальников путешествовала по миру и зарабатывала собственные деньги. Павлова покинула Россию, отказалась от столь выстраданного карьерного пути и в буквальном смысле объехала весь земной шар.

В течение следующих двадцати двух лет балетная труппа Павловой проехала около 600 000 километров по всем континентам и дала тысячи спектаклей.

К сожалению, точного количества спектаклей я нигде не нашел, но четко известно, что за год Анна Павлова сорвала не менее 2000 балетных туфель. С ней путешествовала целая бригада сапожников, которые с большим трудом могли поспевать за ногами балерины.

Почему об Анне Павловой написано так мало увлекательных биографических романов и не снято ни одного заметного художественного фильма? Из-за отсутствия любовных драм и интриг, без которых хорошая история никак не может преуспеть.

Павлова была танцующим Фаринелли, человеком без брака, детей и романтических приключений. В ее жизни был только один мужчина, за которого Павлова так и не вышла замуж, хотя после смерти балерины он утверждал обратное. Виктор д’Андре – отпрыск французских аристократов, банкир, миллионер и настоящий финансовый махинатор.

Они познакомились в Санкт-Петербурге в начале века, и, по классическому сценарию, д’Андре сделал Павлову своим фаворитом. Сегодняшние богатые и влиятельные мужчины часто выбирают в качестве женщин на сторону просто симпатичных и опытных женщин.

В царской России хорошим тоном для респектабельного человека была возлюбленная – балерина. Молодое, светлое, образованное и особенное создание, что также было очень комфортно для женатого мужчины, ведь замужество или беременность означали бы для нее конец карьеры.

Конечно, бесчисленное множество девушек из кордебалета восторженно влюблялись в своих покровителей, надеялись выйти замуж и родить детей. Многие не выживали после неудачных абортов, другие после родов оказывались на потрепанном корыте жизни: карьера была разрушена, а возлюбленный исчезал, потому что – кому нужна бывшая балерина?

Павлова никогда, никогда, никогда не допускала таких ошибок. Виктору разрешалось спонсировать и баловать ее, но работа и балет для Павловой всегда были на первом месте. Д’Андре с обручальным кольцом в вытянутой руке остался на краю, на втором месте.

Анна была финансово независимой, богатой женщиной. Пришло время, когда они даже поменялись местами с точки зрения влияния, так как д’Андре увлекся нечестными банковскими операциями, обанкротился и был посажен в долговую тюрьму.

Его великолепные французские павлиньи перья были полностью взъерошены, когда Павлова незаметно расплатилась с долгами своего возлюбленного, выкупила его из тюрьмы и увезла с собой в Лондон.

В 1912 году для мужчины это было крайним унижением – оставаться в долгу перед женщиной! Виктор в долг отдал Анне всю свою жизнь. Павлова купила большой, роскошный особняк в Лондоне, Айви-Хаус, где оба жили как супружеская пара, хотя не были женаты и официально д’Андре был управляющим Анны Павловой.

Они открыто проявляли нежность и ласку, вместе фотографировались и выходили на публику, но не более того. На самом деле, можно только восхищаться преданностью и привязанностью Виктора д’Андре к Павловой.

Он всегда сопровождал свою диву в бесконечно долгих, сложных гастролях, организовывал быт балетной труппы, заботился о декорациях и костюмах, контрактах и финансах. Он жил в тени Павловой, не имел ни своей карьеры, ни своих детей, ни отдыха.

После смерти Анны Павловой д’Андре написал несколько странную автобиографию и утверждал, что они были супружеской парой. Однако Павлова никогда не признавалась, что была замужем за Виктором, и документа, подтверждающего это, тоже нет.

Скорее всего, Павлова отказалась выходить замуж из осторожности. Она была очень богата. Виктор, хотя и хлопал крыльями в долговой тюрьме, был и оставался махинатором, и не допустить разделения имущества было единственным способом не выпустить его демонов из клетки.

У Анны Павловой не было недостатка и в других поклонниках – влюбленных, одержимых старых аристократов и простых молодых людей. Но она никогда не увлекалась романами и не флиртовала с ними.

Она сохранила образ вечной девы и богини сцены. Павлова была абсолютной противоположностью своей современницы и соперницы Айседоры Дункан, которая обожала шампанское, молодых людей и автомобили.

Что там говорить – Айседора Дункан осталась в сознании людей, как женщина, задушенная в платке за рулем автомобиля. В исторической памяти Павлова осталась Балериной, белым лебедем.

Умирающий лебедь был ее ролью на всю жизнь. Это четырехминутный танец, который возвещает о последних мгновениях жизни раненого лебедя. Он был создан специально для Анны Павловой известным хореографом Михаилом Фокиным на музыку композитора Камиля Сен Санса.

Для наглядности следует добавить, что «Умирающий лебедь» — это не сцена из балета «Лебединое озеро», это совершенно самостоятельное произведение искусства.

Анна Павлова впервые станцевала его в 1905 году в Санкт-Петербурге, и этот танец стал ее визитной карточкой и символом всего русского балета. За свою жизнь Павлова сжигала его не менее 4000 раз.

Ее лебедь не был похож на легкую, летящую, технически совершенную интерпретацию современных балерин. Лебедь у Павловой был тяжелый, трясущийся, с ломаными движениями крыльев. Зрители в зале действительно находились в атмосфере напряженности и страха за бедную птицу.

Именно это свидетельствует о внутреннем уровне и силе Павловой – поверьте, ни одна современная балерина не осмелилась бы танцевать так неуклюже, надломлено…

Павлова считала, что изображает саму гибель лебедя и хрупкость жизни, а не просто какого-то самодовольного лебедя. К счастью, к началу 20 века кинематограф уже был изобретен и каждый желающий может посмотреть танец «Умирающего лебедя» Анны Павловой на YouTube-канале.

Тут же видно, как безупречно и красиво танцуют лебеди современных балерин. Однако никто не говорит о лебеде Майи Плисецкой или Ульяны Лопаткиной как о бренде, каноне искусства. Только лебедь Анны Павловой имеет на лбу знак вечности.

И все балерины, которые шли после нее поколениями, вынуждены сравнивать себя с Анной Павловой. Это внутренняя боль каждой танцовщицы и вопрос, на который нет ответа: почему я, танцуя лучше, не становлюсь такой же особенной, как она?

В своем лондонском доме Анна устроила очень великолепный сад. В разгар поездок, находясь дома, она сама энергично рылась в земле, копала, сажала и пересаживала до тех пор, пока ее руки не почернели, одежда не стала грязной, а сама себя не осознала совершенно счастливой.

Бывшая оранжерея была перестроена в большой птичий павильон, ведь экзотические птицы были безудержной страстью Павловой, можно сказать – птицы были ее самой большой любовью, которые помогали ей не сойти с ума из-за творящихся вокруг интриг.

Она была коллекционером птиц и орнитологом. Посещая дальние края, Павлова всегда посвящала хотя бы один день наблюдению за птицами на свежем воздухе, уходила в джунгли и горы. Она, как обожженная, устремилась в ботанические сады и глубокие поля.

Самым большим искушением было принести домой какую-нибудь птицу, чтобы добавить ее в свою коллекцию.

Павлова, знаете ли, была птичьей воровкой! Например, она незаконно вывезла множество экзотических птиц из Австралии и Южной Америки. Зная, что это категорически запрещено законом, Павлова наивно прятала своих новых любимцев в коробках с декорациями и костюмами.

Мытари, конечно, знали о наклонностях балерины и знали, что у медведя в животе, однако закрывали глаза и позволяли диве беспрепятственно нарушать закон.

Чудом ей удалось доставить птиц в Лондон живыми. По пути из Австралии (поезда, корабли, многомесячное путешествие!) она несла с собой 40 крылатых душ, но погибло только четыре птицы.

Шли годы, и ее птичий павильон в Доме стал напоминать Ноев ковчег, только там исключительно птичий. В саду свободно и гордо бесились розовые фламинго, страусы, павлины, попугаи и фазаны. На мгновение их поймали собаки. Собак у Павловой тоже было немало. И кот.

Однако самой большой ее любовью стала пара одомашненных лебедей, для которых Анна устроила красивый пруд. Лебедей очень трудно приручить, они необщительные и не подчиняющиеся человеку птицы.

Отношения Павловой с лебедем Джеком были уникальными. Он с удовольствием забрался к Анне на колени, обвил ее длинную шею вокруг ее шеи, позволил себя ласкать и спрятал свой клюв в волосы Анны.

Вот так они и сидели – щека к щеке, сердце к сердцу… Эти невероятные виды запечатлены на многих фотографиях. Когда Анне было грустно или она уставала, она ложилась в гамак у пруда и часами тихо разговаривала с лебедями.

Она не разговаривала так с людьми, даже с Виктором. Некоторые биографы говорят, что Павлова не любила ни одного человека так сильно, как своих животных.

Оцените статью
«Не любила ни одного человека так сильно, как своих животных» Почему возлюбленный Анны Павловой стыдился своих отношений
Актеры, которые в фильмах Балабанова говорят чужими голосами. Их намного больше, чем вы думаете