Какую тайну скрывает горностай на картине Леонардо да Винчи?

«Дама с горностаем» (1489-1490) — одна из самых знаменитых работ Леонардо да Винчи. Традиционно считается, что на портрете изображена Чечилия Галлерани — молодая красавица, приближенная к миланскому двору.

Девушка писала стихи, имела музыкальные таланты, увлекалась литературой, за что современники прозвали ее новой Сапфо (Сапфо́ — древнегреческая поэтесса и музыкант). Неудивительно, что Чечилия привлекла внимание самого миланского герцога — Лодовико Сфорца.

Лодовико (Мавр) Сфорца — миланский герцог, получивший свое прозвище (il Moro — мавр) за темный цвет лица. Лодовико был покровителем искусств, именно он заказал Леонардо да Винчи портрет своей любовницы Чечилии Галлерани. А знаменитую «Тайную вечерю» у Леонардо да Винчи он заказал для свой супруги Беатриче Д’ Эсте.

Чечилии было всего 15 (по другим данным 16) лет, когда она позировала Леонардо для портрета. Художник позаботился о том, чтобы детали не отвлекали зрителей от юной красоты модели. Да Винчи изобразил девушку в простом платье, оставив из украшений нитку черного жемчуга.

Гладко зачесанные волосы лишь подчеркивают ее красоту (такая прическа, с косой и плотно охватывающими лицо прядями волос, была введена в моду Изабеллой Арагонской и называлась coazone).

Завершает прическу изящный чепец, который удерживался ленцой — тонкой шелковой лентой, повязанной вокруг лба. Через левое плечо накинут элемент верхней одежды, известный как сберния (разновидность шали). Эти детали подчеркивают изысканный вкус Чечилии.

Изображение модели вполоборота было новшеством Леонардо, до этого портретируемые изображались строго в профиль (вид сбоку позволял не только передать сходство, но и сохранить при этом благородную сдержанность, соответствующую высокому статусу модели).

Такой динамичной позой Чечилии художник сумел передать потенциальное движение: девушка будто бы прислушивается к невидимому собеседнику и готова ответить или же повернуть голову и установить с нами зрительный контакт.

Но самой интересной и таинственной деталью стал белоснежный зверек — горностай. Существует несколько интерпретаций того, что именно символизирует животное.

Традиционно «зимнего» белого горностая ассоциировали с чистотой и непорочностью (кроме того, художники иногда изображали Деву Марию или святую Урсулу в плаще с подкладом из горностая). В своем трактате Леонардо позже отмечал, что «горностай ест только раз в день, и он скорее позволит охотникам схватить себя, чем укроется в грязном логове, чтобы не запятнать свою чистоту».

Согласно еще одной версии (самой распространенной), животное служило своеобразным намеком на связь Чечилии с Лодовико Сфорца. Но почему?

В 1488 году миланский герцог был принят в Орден горностая и решил включить изображение животного в свой герб. А будучи любителем загадок, да Винчи с помощью горностая зашифровал в работе фамилию Галлерани (на древнегреческом семейство куньих именовалось «gale»).

Более того, некоторые исследователи полагают, что горностай удобно устроился на руках Чечилии неспроста: зверек скрывает беременность модели (вскоре после создания картины Чечилия родила от Лодовико Сфорца сына Чезаре, а горностаев нередко связывали с акушерством и покровительством беременности).

Таким образом, Леонардо намекнул общественности о связи Лодовико и его фаворитки. 

Но известно, что изначально Чечилия была изображена без горностая, руки девушки были скромно сложены на коленях. Леонардо трижды переписывал портрет юной красавицы! Во время второй попытки художник добавил небольшого серого зверька, и лишь в третьем варианте, каким мы его знаем сегодня, появился белый.

Как сложилась судьба Чечилии?

Законная супруга Лодовико, Беатриче Д’Эсте, была не в восторге от похождений мужа. Герцог пообещал разорвать порочную связь после родов фаворитки, и отправить Чечилию либо в монастырь, либо замуж.

«Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе д`Эсте.

Моро вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности, в подтверждение чего выдал Чечилию за старого разорившегося графа Бергамини, человека покладистого, готового на всякие услуги»

В 1493 году Чечиллия вышла замуж за Людовико ди Брамбилла, графа Бергамино. Новоиспеченной невесте был подарен дворец Palazzo del Verme, построенный Филиппо Мария Висконти для капитана Карманьола, предварительно  украшенный лучшими миланскими художниками. В браке Чечилия родила 4 детей, но со временем она вновь появилась при дворе Лодовико Сфорца!

Однако к 1496 году у любвеобильного герцога появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли. Леонардо да Винчи запечатлел и ее — именно Лукреция взирает на зрителя с  “Прекрасной Ферроньеры”.

Удивительно, но после смерти законной супруги, Беатриче Д’Эсте, любовницы Сфорца сдружились. Когда у Лукреции родился сын от Моро, Чечилия  изъявила желание стать крёстной матерью:

«…с преувеличенной нежностью стала нянчиться с ребёнком, „своим внучком“, как она его называла».

Как отмечали современники, Чечилия отличалась добрым нравом и убедила Лукрецию, что они обе должны быть рядом с возлюбленным. Обеих девушек такое положение дел вполне устраивало, но во время разгрома Милана французами Чечилия вынуждена была переехать в Мантую. Вы удивитесь, но там ей протянула руку помощи Изабелла д’Эсте, сестра покойной Беатриче.

Будучи состоятельной дамой, Чечилия стала покровительницей искусств. Она держала литературный салон, где регулярно собиралась творческая интеллигенция Милана.

В её компании можно было встретиться с лучшими умами Милана… Здесь (в её салоне) исполнялись желания всякого, кто желал высказаться или же услышать достойные суждения, поскольку в присутствии этой героини всегда обсуждались вещи весьма приятные, добродетельные и благородные”.

Чечилия прожила 63 года и запомнилась как очаровательная представительница эпохи Возрождения и покровительница талантливых людей.

Оцените статью