Грешные сны

Румянец пылал на ее щеках, а темные кудри волос разметались по подушке. Как сладостен сон, как не хочется возвращаться из мира грез. Нежная фея, которой известны самые сокровенные тайны спящих, посылает им счастливые, волнующие или тревожные и страшные сновидения.

Тема сна, скрытых мечтаний и желаний очень волновала Карла Брюллова. Он неоднократно использовал этот сюжет, раз за разом фантазируя о том, что снится прекрасной и юной девушке, о чем грезит она в своей спальне.

СОН МОНАШЕНКИ (1831 г.)

На акварельном рисунке «Сон монашенки» изображена молодая девушка, принявшая постриг.

Мы не знаем, почему в таком юном возрасте она оказалась в монастыре, но художник дает понять, что у нее есть жажда жить и любить, впереди ее могло бы ждать будущее полное простых человеческих радостей, но она уже стала невестой божией.

Грешные сны тревожат молодую душу, но реальность стучится в дверь, и то будущее, которое на самом деле ожидает девушку, представлено Брюлловым в образе пожилой монахини, что проверяет, все ли сестры потушили свечи и все ли спокойно.

Надпись над дверью на латыне «ora PronobIS» гласит «Молись за нас».

СОН ПЕРЕД РАССВЕТОМ (1830 –1833 г.)

Второй рисунок дарит надежду. Даже само его название дает понять, что мечтам этой спящей может быть дано осуществиться.

Красавица мечтает о том, что отец благословит ее любовь с пастухом. А вот и сам пастушок стоит у окна своей возлюбленной. Но обстановка в комнате совсем не похожа на деревенскую, спящая – дочь обеспеченного человека, и пастух, должно быть, работает у него в хозяйстве. Будет ли дано этой очаровательной влюбленной познать счастье?

СОН БАБУШКИ И ВНУЧКИ (1829 г)

На другой акварели Карл Брюллов показывает сразу две героини. Бабушка и ее внучка видят такие разные сны!

Бабушка явно прожила интересную жизнь. Ее молодость пришлась на конец XVII века, она носила высокие прически и широкие фижмы, украшала себя мушками и пудрой. А ведь это был век авантюр, шпаг, дуэлей и любви.

И бабушка явно была счастлива в своей любви, ведь снится ей молодость рядом с супругом. Над кроватью висят их портреты. Молодые, красивые, счастливые…. А теперь она уже старушка и явно больна. А внучку приставили следить за больной и даже ночью быть рядом.

Сон молодой девушки совсем иной. Она еще так юна и невинна, что не думает о любви. Ей снятся тревожные сны, демонический всадник верхом на чудовище уносит свою жертву. Быть может это она сама в роли жертвы? Можно понять тревогу девушки, ведь еще немного и ее выдадут замуж, выберут жениха не по ее воле, и он заберет ее в иную жизнь, полную страшных и непонятных предчувствий.

Эти сны о чем-то большем тревожили художника и нравились публике, поэтому раз за разом Карл Брюллов возвращался к одному и тому же сюжету, раскрывая внутреннюю, а не внешнюю сторону жизни.

Оцените статью