— Я знаю, где ты был! — заявила Алиса Игорю, едва тот переступил порог.
Игорь поглядел на жену, довольный собой улыбнулся.
— Ты всю совесть растерял. Из твоих девиц можно собрать третьесортный бордель! Если ты думаешь, что я стану это терпеть, ты глубоко ошибаешься, завтра же подаю на развод, — Алиса решительно вышла из комнаты.
Игорь не верил своим ушам, жена собиралась развестись с ним после двадцати лет брака и все из-за каких-то амуров на стороне…
Блокадное детство
Не совсем привычные для русского уха имя, отчество и фамилию Алиса Бруновна Фрейндлих получила в наследство от отца, немца по происхождению…
Ещё в 18 веке пращуры Бруно Фрейндлих перебрались в Россию. Тогда это было выгодным решением, сулящим работу и возможность построить вполне успешную карьеру.
Все потому, что в царской России, сильно отстающей в своем развитии от западных стран, была острая нехватка опытных специалистов в промышленной сфере. Фрейндлих же были профессиональными стеклодувами. Отправились на заработки, а потом и вовсе осели в России…
Ленинградское детство
– Я пошла в школу, когда уже была блокада, самый разгар… Хорошо помню, что вместо заданий нам выдавали инструкции по выживанию… – вспоминала актриса свои детские годы.
В школе Алиса училась плохо. Она совершенно не испытывала интереса к точным наукам, а потому перебивалась с двойки на тройку, успевая только по тем предметам, к которым «лежала душа».
– Действительно хорошо получались у меня занятия в театральном кружке. В начальных классах я училась хорошо, а скатилась из-за всяких физик и химий. В них я ровным счётом ничего не понимала… – признавалась актриса.
Бруно Фрейндлих, отец Алисы, был известным актёром театра. Во время блокады Ленинграда он вместе с театром уехал в эвакуацию, а мать с дочерью остались в городе. Мать работала на заводе.
Актриса признавалась, выжили они только благодаря бабушке. Та устроила жесткий режим. Всю дневную порцию хлеба она делила на равные части и в определенное время выдавала всем домочадцам по причитавшемуся кусочку хлеба.
Алиса весь день следила за часовой стрелкой, дожидаясь, когда же та дойдет до нужного деления, чтобы можно быть съесть очередную краюху.
Позже бабушка погибнет. Ее отправят в эвакуацию, до пункта назначения она не доедет. «Ей было всего 68 лет…», — сокрушалась актриса, когда сама уже перешагнула этот возрастной порог.
Из эвакуации отец приехал уже с новой женой. Правда, как не противилась новая супруга, с дочерью отец общался достаточно часто. Бруно мечтал, чтобы Алиса продолжила актёрскую династию.
– Папа обнаружил во мне необычные вокальные данные, но мы решили поступать в театральный вуз. Да, у меня от природы меццо-сопрано, но для оперной певицы я была… мелковата, — разводила руками Фрейндлих.
«Пробный» брак
Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского, а окончив его, устроилась на работу в Ленинградский драмтеатр им В. Ф. Комиссаржевской.
Как и полагается, за спиной частенько слышались пересуды, мол, не так уж и талантлива девица. Роли получает только благодаря знаменитому отцу. Алису такие пересуды злили, хотелось доказать всему миру, она и сама чего-то стоит.
На третьем курсе талантливая студентка встретила свою первую любовь, а заодно и будущего мужа. Им стал её однокурсник Владимир Карасёв.
Сама актриса впоследствии не раз жалела об этом браке. Называла его то «пробным», а то и вовсе «черновиком».
– Мы прожили полтора года, но я совершенно не могла себе представить, как мне вести себя с этим мужчиной…
Роли в театре пошли практически сразу, пускай второстепенные, но именно они помогли молодой актрисе «заматереть».
– Моей первой ролью был… мальчик. Мало того, что мне пришлось перевоплощаться в лицо другого пола, так ведь ещё герой говорил на французском… Я языка не знала абсолютно, поэтому просто «зазубривала» реплики…
«Муж Алисы Фрейндлих»
В театре с молоденькой восторженной Алисой произошла история, которая часто случается с юными начинающими актрисами: она влюбилась в коллегу намного старше себя. Её избранником стал режиссёр Игорь Владимиров.
Игорь Петрович был для Алисы и опытным наставником, и примером творческого роста, и настоящим мужчиной. Она не смела даже намекнуть на свои чувства по нескольким причинам: сама Алиса на тот момент была замужем, да и предмет обожания был несвободен.
К тому же Игорь был значительно старше, не факт, что молоденькая актриса его вообще как-то интересует. Хотя, чего греха таить, Владимиров был знатным ловеласом.
Когда Игоря Петровича пригласили в театр им. Ленсовета, он практически сразу же позвал Фрейндлих за собой… Она согласилась без колебаний.
Это был идеальный союз. Мама актрисы души не чаяла в зяте. Его обожала вся родня. А уж когда родилась Варвара, счастью родителей актрисы не было предела.
Варвара выросла и пошла по стопам знаменитых родителей. Конечно, ее часто сравнивали с матерью. Рассуждали, «отдыхает» на ней природа или нет, похожа или не очень. Девушка не выдержала повышенного внимания к своей персоне и сдалась, ушла из театра.
Союз актрисы и режиссёра держался на восхищении Алисой маститым режиссёром. Они плодотворно работали в театре, хотя не всегда Фрейндлих нравилось играть то, что предлагал муж. Разлад назревал постепенно, скрываясь сначала за ширмой творчества.
Фрейндлих сыграла несколько небольших ролей в кино, в том числе в «Полосатом рейсе», а дальше началась полоса неудач из трёх эпизодов. Трижды Эльдар Рязанов пытался снять актрису.
В «Гусарской балладе» Алиса показалась ему слишком женственной и не слишком похожей на юнца. Поэтому на роль утвердили Ларису Голубкину. В «Иронии судьбы» на главную роль уже успели утвердить Барбару Брыльску и менять актеров было поздно. С «Зигзагом удачи» тоже не сложилось.
А потом случился «Служебный роман». Теперь режиссеров было не остановить. Предложения от них поступали пачками.
Спустя годы актриса призналась, конечно, ей было немного досадно от того, что зритель помнит только ее «мымру», забывая другие работы. Но ведь именно после этого фильма она проснулась по-настоящему знаменитой.
Далее последовали «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Сталкер» и многие другие…
Снимай ее быстрее
На съемках «Жесткого романса» Алиса снималась в паре с молоденькой Ларисой Гузеевой. Совсем юная Гузеева, мало что знающая про актерскую работу в кино, долго настраивалась на нужный лад.
…В тот день снимали сцену, где героиня Ларисы должна была плакать. Режиссер готов был заменить актрису и переснять весь материал. Лариса никак не могла заплакать. Измотаны были все.
Во время очередного «перекура» Алиса подошла к оператору и что-то шепнула ему на ухо. Подойдя к Гузеевой она зарядила ей крепкую пощечину, от чего слезы сами полились по раскрасневшимся щекам Ларисы.
— Повернитесь вот сюда, Леша, снимай ее быстрее, — скомандовала актриса оператору. Злополучная сцена была снята…
— …Милая, вы простите, что я так, — Алиса Фрейндлих после еще долго извинялась перед Ларисой, но та обиды не держала, даже была благодарна…
Нараставшая популярность жены в кино не устраивала мужа-режиссёра. А когда Андрей Тарковский заявил, что театр не раскрывает всего таланта Алисы просто потому, что режиссер давно исчерпал свой потенциал, и вовсе сломался. Его и прежде коробило, когда в газетах или на мероприятиях его представляли как «мужа Алисы Фрейндлих».
Владимиров пытался «вырвать» Фрейндлих «из лап» кинематографа, но безуспешно: актриса теперь была одинаково хороша и в театре, и в кино.
Неустроенность в семейной жизни привела к тому, что Владимиров стал все чаще заводить романы с юными актрисами. Алиса признавалась, она всегда знала, про амуры мужа, но в последнее время он «потерял всякую совесть», «из его девиц можно было создавать третьесортный бордель». Ко всему прочему добавились постоянные гулянки-пьянки.
«Игорь глубоко ошибался, думая, что я стану терпеть его девиц. Через 20 лет я ушла от него без оглядки», — рассказывала актриса.
Состоялся развод, за которым последовала и череда скандалов прямо во время репетиций.
— Почему мой спектакль вывели из репертуара? Зритель на него всегда идет, билеты раскупают за несколько дней, – Алиса не понимала, что происходит.
— Так Игорь Петрович распорядился, — услышала актриса в ответ.
— Ах, Игорь Петрович распорядился… понятно.
После развода режиссер повел себя не по-джентльменски. Спектакли с участием уже бывшей жены стали убирать из репертуара, ее роли отдавали другим актрисам. Фрейндлих не ожидала, что бывший муж будет ей мстить таким образом, смешивая личные интересы и рабочие.
Неприятное состояние
Конечно, она уйдёт, громко при этом хлопнув дверью… Тем более в БДТ ее приняли с превеликим удовольствием.
Ещё в театре им. Ленсовета актриса познакомилась с актёром и художником Юрием Соловьём. И если Игорь Владимиров был старше актрисы на 16 лет, Юрий же был на 15 лет младше.
Роман вспыхнул во время репетиций «Варшавской мелодии». Соловей не смог устоять перед мощью таланта Фрейндлих: он просто не справился с чувством бесконечного восхищения.
Алиса Фрейндлих вышла замуж в третий раз. Она не была в восторге от Юрия, как от актёра, но искренне уважала его за талант художника. Именно это и стало своеобразным компромиссом: Соловей окончательно сменил сцену на кисть, а Фрейндлих спокойно снималась в кино и играла в театре.
Юрия, как и Игоря, не устраивало быть тенью знаменитой жены. Он страшно ревновал жену к ее славе и твердил, что уже хочет стать Юрием Соловьем, а не находиться в «неприятном состоянии» чьего-то мужа.
Когда Юрию предложили переехать в Германию, тот с радостью согласился. Алиса категорически отказалась ехать следом. Актриса совершенно спокойно дала супругу развод: она считала, что их отношения, как мужа и жены, подошли к концу.
В 90-е Алиса Фрейндлих продолжила выходить на сцену БДТ и стала примой этого театра. Зачастую даже сам театр ассоциировался с именем актрисы. Зато в кино наступает затишье. Актриса практически не снималась, если не считать продолжения «саги о мушкетёрах». Зато с удовольствием вошла в мир телесериалов.
Замуж актриса больше не вышла, хотя, признавалась, возможность была. Да вот только роль мужа Алисы Фрейндлих не каждому оказалась по плечу… Видимо, мужчины актрисе попадались слабые духом.