-Вы стремитесь оказаться в постели короля! — прозрела красавица Атенаис. — Не отпирайтесь! Это и слепому видно.
-Нет, вы заблуждаетесь, — мягко улыбнулась Франсуаза.
Мадам де Ментенон говорила правду. Она не видела смысла в стремлении к тому, что итак свершилось. К 1679 году Франсуаза уже была возлюбленной Людовика XIV. Король не спешил афишировать сей факт, но и не скрывал нежности к своей тайной фаворитке. На тот момент у него было три дамы, которые всецело владели его вниманием. Как метко выразилась Атенаис:
Я для престижа, мадам де Ментенон для сердца и Анжелика де Фонтанж для телесных утех
Из трех дам, претендующих на внимание короля, выиграла одна — Франсуаза, маркиза де Ментенон. У Атенаис к тому моменту шансов не было. Людовик пресытился ею.
Шансы были у молоденькой и прекрасной Анжелики, но, забеременев, она их утратила. У мадемуазель де Фонтанж были неудачные роды, младенец не выжил, а она сама подорвала здоровье и больше не оправилась. Вид больной и страдающей Анжелики свел на нет всю страсть короля. Поправиться молодой женщине было не суждено и она умерла не дожив месяц до своих двадцати лет.
После того как власть юности рассеялась над Людовиком, он вновь обратил свой взор в сторону мадам де Ментенон. Франсуаза получила честь стать второй придворной дамой дофины — супруги наследника престола. Служба была почетной и денежной. Бывшая воспитательница королевских детей получила не только приличный оклад, но и помещения с несколькими комнатами в Версале и в дворце Фонтенбло.
Покои Людовика находились рядом и у него появилась традиция ежедневно проводить с Франсуазой время наедине. Час с утра и два часа вечером. В десять вечера мадам Ментенон выскальзывала от короля и удалялась к себе.
Франсуаза наслаждалась любовью государя, не взирая на продолжающиеся интриги своей соперницы — Атенаис.
Когда на свет всплыло дело о ядах и король озадачился почему его бывшая фаворитка (мадам де Монтеспан) замешена в чудовищных преступлениях, Франсуаза смогла дать понять королю, что вихрь увеселений во дворце до добра не доведет. Если государь желает навести порядок во Франции и показать, что они могущественная нация, то надо искоренять все зло, включая порок. А начинать следует с себя.
Это откровение взволновало Людовика. Он понял, что нужно подавать своим подданным пример, а мадам де Ментенон с того дня часто беседовала с королем об исправлении нравов.
В 1680-х годах Людовик под влиянием Франсуазы начал «очищать» свой двор и исправлять нравы в стране. Он изгнал самых беспутных аристократов, запретил колдовство, установил контроль за продажей ядов и приказал отмечать все важные церковные праздники.
Ведя короля по дороге благочестия, мадам де Ментенон считала, что он обязан сблизиться с королевой. Это была непростая задача. Людовик мало того, что никогда не любил жену, так еще и считал ее скучной и глупой женщиной. Но отказать Франсуазе он уже не мог, поэтому неожиданно на королеву обрушилось внимание мужа. Чаще всего это происходило следующим образом.
Франсуаза вечером приходила к королеве и, наклонившись к ней, сообщала, что король желает ее видеть в своих покоях. Мария-Терезия приходила в сильнейшее волнение. Ее охватывала дрожь и страх, она хватала посланницу за руку и просила, чтобы та ее сопроводила до двери королевской опочивальни. Уже на пороге Франсуазе приходилось буквально вталкивать королеву к ожидавшему ее Людовику.
Каждое утро, после проведенной с супругом ночи, Мария-Терезия была в восторге, она радовалась и хлопая в ладоши, восклицала:
-Король был со мной милостив, как никогда! О как прекрасно, что Господь послал нам мадам де Ментенон!
Франсуаза была довольна. Она ясно осознавала, что королева ей не соперница. Заботясь о моральном облике короля, его фаворитка могла быть спокойна и не переживать, что какая-нибудь хорошенькая фрейлина сможет покуситься на его внимание. Мадам де Ментенон считала свою любовь к королю замыслом Господа, решившего с ее помощью вернуть его на путь истинный.