Забытая сестра Моцарта. Печальная история одной гениальной женщины

Когда Марии Анне исполнилось 18 лет, ей запретили выступать с концертами: она вошла в брачный возраст, и это стало неприлично. Так мир потерял большого музыканта.

Когда Мария Анна и Вольфганг Амадей были детьми, все считали, что они гениальны в равной степени. Но Моцарт стал Моцартом, а Мария Анна – женой нелюбимого мужчины и преподавательницей музыки. А всё потому, что она была благовоспитанной девушкой и во всём слушалась отца.

Чудо-девочка

Маленькой девочкой Нанеррль – это было ее домашнее прозвище – очаровательно играла на клавесинах. Отец гастролировал с ней и Вольфгангом по всей Европе. Крошки музыканты приводили зрителей в дикий восторг: такие маленькие и такие талантливые!

Исполнительское мастерство Марии Анны быстро росло, в десять лет она играла сложнейшие концерты, и скоро стала зарабатывать очень хорошие деньги, исполняя произведения своего отца.

«Мария Анна, хотя ей всего 12 лет, является одной из самых искусных пианисток в Европе», — писал Леопольд Моцарт.

Но политика отца в отношении детей была такой: мальчик – гений, будущая суперзвезда; девочка – его надежная партнерша в дуэтах. Это правда, что Вольфганг рано начал писать музыку, а Мария Анна ее не писала. Но, скорее всего, так было, потому что отец не поощрял ее к сочинительству.

Позже, став взрослой девушкой, она прислала отцу и Вольфгангу произведение, которое написала сама – и они очень высоко его оценили.

Брачный возраст

Вольфганг Амадей во всем старался поддержать свою старшую сестру, он не скупился на похвалы и просил ее продолжать занятия музыкой: и писать, и выступать с концертами. Он говорил, что никогда не видел никого, кто играл бы на клавесинах так же замечательно, как Мария Анна.

Но начале позапрошлого века женщины в Европе не были свободны в своем выборе. Чтобы сделать карьеру, состояться в профессии, не предать свое призвание, надо было быть очень сильной, надо было решиться на бунт против отца и даже против общества. Мария Анна не была особенно сильной, к тому же она была совсем юной.

Когда девушке исполнилось 18 лет, отец велел ей прекратить концерты. Чудо-девочка, вундеркинд за клавесинами выглядела мило. Взрослая девушка на сцене концертного зала — уже как-то неприлично. Она вошла в брачный возраст, стало быть, ей приличествовало думать о муже, детях, доме.

Замуж за нелюбимого

Вольфганг Амадей отвечал за свою жизнь сам. Сам принимал решения, сам пожинал их плоды. За Марию Анну все решал отец. И счастья это ей не принесло. Она была влюблена в камергера Франца Арманда д’Иппольда, и любовь была взаимной. Франц сделал ей предложение – отец запретил его принимать. Она сам нашел ей мужа – вдовца, у которого было пятеро детей.

Супруг был на 15 лет старше Марии Анны. В замужестве она родила еще троих – одного из них дедушка взял на воспитание, хотел вырастить из него нового Вольфганга Амадея.

Уважаемая Мария Анна

Пока муж Марии Анны был жив, она с ним и детьми жила в его городе. Все ее время было занято детьми. Когда муж умер, она переехала в Зальцбург. Дети подросли, и она могла зарабатывать на жизнь, давая уроки музыки. Мария Анна занималась и со взрослыми, и с детьми, и, кстати, не бедствовала.

Дружба с гениальным братом со временем сошла на нет – слишком разные у них были жизни. Когда в свои 35 лет Моцарт умер, Мария Анна переслала его жене все его письма и другие бумаги.

Мария Анна была прекрасным человеком. В Зальцбурге к ней относились с подчеркнутым почтением. Она прожила 78 лет, в старости много болела и в конце жизни ослепла.

Снилась ли ей музыка, которую она так и не написала? Вспоминала она любимого, с которым ее разлучили? Наверное, нет. В те годы женщины умели не желать слишком многого.

Оцените статью
Забытая сестра Моцарта. Печальная история одной гениальной женщины
«За басурманина»