Роли в фильмах у Ирины Розановой, на мой взгляд, разные, и талант актрисы рамками определённого амплуа не ограничивается. Ирине 60 лет, но по ней этого не скажешь. Она востребована, энергична и активно снимается.
Мне кажется, героини Розановой – мудрые женщины. Причём мудрые именно как-то по-женски. Обладают какой-то светлой аурой, которая помогает им бороться за счастье. Ни одной из более чем двух сотен театральных и киногероинь Ирины Розановой счастье не досталось просто так. Почти, как и в жизни актрисы.
Дитя театральное
Ирина родилась в семье провинциальных актёров Юрия Розанова и Зои Беловой в Пензе, а выросла в Рязани, где в местном драматическом театре семейная пара нашла, наконец, постоянное место работы и обзавелась квартирой.
Ирина была ребёнком кулис. Уже в шесть лет она исполнила короткую детскую роль в Рязанском театре. Для дочери актёров театр стал всем. Она мечтала стать актрисой, как мама, и ни кем больше.
Родители не желали ей подобной судьбы. Быть артистами провинциального театра было непросто. Детей в семье родилось двое, Ира – младшая, Павел на 9 лет старше. Приглядывала за ними няня Лиза, ведь родители вдвоём выходили на сцену. Нянечку дети считали второй мамой, а она сильно привязалась к семье, тем более своей она так и не обзавелась.
Мама уговорила дочь, у которой обнаружился музыкальный слух, учиться в музыкальной школе. Она даже поступила в музучилище, но дальше дело не пошло. Только театр!
Театр не на большой дороге
Москва, куда Ира приехала поступать в Щепкинское училище, поразила девушку размахом и количеством театров, которые «терялись» на многочисленных улицах. Ну, пожалуй, кроме Большого театра, который видно издалека. В Рязани ведь театр располагался в центре города, к нему вела большая широкая дорога.
В общем, то ли от столкновения с новым миром и новыми правилами, то ли от волнения Ира вступительные экзамены провалила. Провал она переживала в родном Рязанском драматическом в качестве костюмерши.
Иногда выходила на сцену в массовке и целый год готовилась к поступлению. Родители, пользуясь знакомствами в театральной среде, нашли дочери хорошо репетитора – актёра, который имел опыт работы в московских театрах.
В столицу Иру отправили в Москву не одну, на этот раз с нянечкой Лизой, которая растила её с детства. Она и за дочкой присмотрит и за хозяйством в съёмной квартире тоже.
Со второго раза, уже «по блату», Розанова поступила в ГИТИС.
Кстати, нянечка при ней так и осталась. До сорокалетия актрисы няня Лиза была и компаньонкой, и домработницей, и второй мамой. Была бы она рядом и сейчас, но жизнь человеческая не бесконечна.
Слава как Гулливер
Карьеру Розановой не назовёшь стремительной. Роли в театре Маяковского были стабильны, но малозаметны.
Параллельно началась и кинокарьера. Уже во втором фильме она сыграла главную роль, но «Алый камень» прошёл как призрак. Совсем другой эффект произвела её эпизодическая Сима-«Гулливер» в знаменитой «Интердевочке» (1989). Кстати, рост актрисы 180 см.
Перечислять более полутора сотни ролей Розановой вряд ли нужно. Ирина считает, что в её характере очень много общего с её героинями, а свои эмоции она часто подключает к персонажам и пропускает их через свою судьбу.
Нет счастья в личной жизни?
Ирина создавала семью не один раз, а детьми, к сожалению, не обзавелась.
Первый брак был студенческим. С будущим кинорежиссёром Евгением Каменьковичем она прожила всего два года. Ирине приписывали служебные романы (с Калягиным, Абдуловым, Тодоровским…), но насколько это правда не нам судить. Отношения с Дмитрием Месхиевым, после съёмок «Гамбринуса», она не скрывала. Роман был бурным, но она с режиссёром рассталась.
Второй брак Розанова заключила с продюсером и бизнесменом Тимуром Вайнштейном. Он ближе всего был к понятию счастливый, но беременность актрисы окончилась неудачно, из-за переживаний они разошлись.
Не задался официальный союз и с кинооператором Григорием Беленьким, с которым они познакомились на съёмках «Дети понедельника». Ирина и от него ушла. Серьёзные отношения с «киноделом» Бахтиером Худойназаровым не переросли в официальные, Розанова больше замуж выходить не хотела.