Железная леди революции Вяземская. Наталья Фоменко

В «Собачьем сердце» В. Бортко поразительно точно подобрал актеров даже на самые незначительные роли. Наверно это последняя монументальная картина советского периода, которую смело можно занести в ранг великих.

Конечно же зрители запомнили исполнительницу роли железной леди Вяземской, которая приходит уплотнять профессора Преображенского в компании Швондера.

«Вы мужчина или женщина?» — спрашивает профессор у бесполого существа в кепке, галифе и кожаном пальто. И удостоверившись, что член домкома женщина, разрешает ей остаться в головном уборе. Играет члена домкома Вяземскую в фильме актриса Наталья Фоменко.

«Значит, Тимофеева, вы желаете озвездить свою двойню? Ну что ж, я предлагаю такие имена: Баррикада, Бебелина, Пестелина… Если бы сейчас была дискуссия, я бы доказала Петру Александровичу.

Виноват, Вы сию минуту собираетесь открыть дискуссию?… Ну, почему вы не хотите взять? А, полтинника жалко?» — эти цитаты из фильма уже давно стали классикой.

Режиссёр долго искал актрису на роль Вяземской, но всё неудачно. Наконец его ассистентка нашла Наталью Фоменко. Посмотреть на неё режиссёр пришёл в Малый драматический театр.

Наталья тогда блистала на сцене этого театра в роли Варвары Иняхиной в пьесе «Братья и сёстры» по Ф. Абрамову, и Бортко вскоре понял, что она сыграет Вяземскую, что этот типаж ей по силам.

Наталья согласилась на эту роль, но категорически была против стрижки. Ей предстояла поездка в Америку с театром и волосы были нужны. Тогда гримёр сказал, что волосы можно прекрасно спрятать под кожаной кепкой.

Режиссёру ещё понравилось, что Наталья сразу облачилась в костюм Вяземской не критикуя его. Другие актрисы на пробах, костюм отвергали считая его вульгарным.

Так получилось, что эта маленькая роль стала для Наталии Фоменко её визитной карточкой. Как Манька-облигация для Л. Удовиченко. Роль она сыграла превосходно, и замечательно её озвучила.

Голос у актрисы был подходящий, но режиссёр всё же потом переозвучил Наталью, пригласив актрису с Мосфильма. Голос Вяземской стал совсем грубым.

Во многих источниках написано, что Наталья Фоменко родилась в сибирском посёлке Бзагаш. Это странно, потому что такого посёлка нет и не было в Сибири. Это опечатка, которая тупо повторяется всеми.

Наталья Родилась в небольшой деревушке Езагаш, которая через некоторое время после её рождения была затоплена водами Красноярского водохранилища.

У девушки рано проявились актерские способности, и поэтому никого не удивило, когда она после школы приняла решение отправиться покорять театральные вузы. В 1975 году она стала студенткой ЛГИТМИКа, где училась на курсе Л. Додина и М. Кацмана. После она по распределению попала в Томск, где четыре года играла в местном ТЮЗе.

Ещё будучи студенткой последнего курса, Наталья дебютировала в кино в картине «Семейный круг», очень убедительно сыграв роль Алёны Петрухно. Не распределись она тогда в Томск и у неё наверняка пошла бы в гору кинокарьера.

Ибо талант у неё был и фактура для кинематографа была подходящая. Но следующей встречи с кино актрисе пришлось ждать почти 10 лет. Только вернувшись в Ленинград, и став ведущей актрисой Малого драматического театра, она опять стала привлекать внимание кинорежиссёров.

Но тут уже пришли не самые добрые времена для отечественного кинематографа. Наталья играла в кино последующие 20 лет, но это всё были роли второго плана во всяких там «Ментах», «Тайнах следствия».

Разве что зритель её запомнил ещё в кино в фильмах «Жизнь и праздники Серафимы Глюкиной», где она играет врача скорой помощи, подруги главной героини в исполнении А. Фрейндлих, и в фильме «Кончина», где она прекрасно сыграла роль Альки.

Как-то не слишком ярко сложилась и последующая театральная жизнь у Натальи Фоменко. После триумфальной роли Варвары в «Братьях и сёстрах», которую она играла на сцене много лет, она больше не имела подобного успеха.

Хотя сыграла в родном театре много ролей, засветилась в постановках «Бесов», «Муму», сыграла Клару в «Исчезновении», но всё это в целом были рядовые роли. И это при таком огромном актёрском потенциале актрисы. Получается, что раз удивив и обрадовав всех своей оригинальностью, она постепенно рассталась с яркими красками.

Хотя роль Абби в спектакле по пьесе «Любовь под вязами» Юджина О’Нила принесла Наталье Фоменко признание коллег, критиков и престижную театральную премию.

Актриса Наталья Фоменко и по сей день остаётся в прекрасной театральной форме. По прежнему играет в Малом драматическом театре, который ещё зовётся Театр Европы. Получила знание Заслуженной артистки России.

Но у публики она всё равно больше всего и по сей день ассоциируется с железной леди Вяземской, этакой Розалией Землячкой, которая убьёт не поморщась за дело революции.

Оцените статью
Железная леди революции Вяземская. Наталья Фоменко
Любимица эпохи Валентина Серова: трагедия в лучах славы