Ветер был холодным, но процессия не обращала на это никакого внимания: все шли босиком и в одних рубашках. В первых рядах, следом за священником, двигалась Иоганна. Тридцативосьмилетняя герцогиня просила небеса о рождении сына. Династия Габсбургов висела на волоске, и практически никто не сомневался, что она угаснет. 1338 год не обещал герцогской семье ничего особенно хорошего.
Четвертый сын австрийского герцога имел слабые шансы унаследовать земли. Да и здоровье Альбрехта оставляло желать лучшего: тучный, с одышкой, он даже один лестничный пролет преодолевал с трудом. И всё-таки даже ему, не самому очевидному наследнику, следовало жениться. На всякий случай. Семья решила, что лучше графини фон Пфирт ему не найти.
В первую очередь, руководствовались состоянием девушки. А внешность и возраст… Иоганне исполнилось двадцать четыре года, и красавицей её не называли. Но какое это имело значение, если в её распоряжении были огромные территории, да ещё так удачно расположенные у владений Габсбургов?
26 марта 1324 года пару обвенчали в Вене. Близкие по возрасту, они достигли согласия между собой, хотя брак преследовал политические цели. Но – к большому сожалению обоих – у них никак не получалось произвести на свет наследника. Иоганна день и ночь молилась в Соборе Святого Стефана. Альбрехт сопровождал её несколько раз, но ему было тяжело преклонять колени.
Он ограничивался пожертвованиями, и довольно щедрыми. Прошло совсем немного времени, и молодожён практически перестал двигаться. Любое движение причиняло Альбрехту боль, и даже пальцами он не мог пошевелить. Какие уж тут дети… Теперь Иоганна и её муж жили вместе, как брат и сестра.
И вот здесь судьба решила совершить крутое пике. Один за другим умирали старшие братья Альбрехта, и к 1335 году он оказался единственным продолжателем рода. Земли Габсбургов были сосредоточены в руках парализованного герцога и его бездетной супруги. «И что же потом?» — Тревожно спрашивала Иоганна. Но мужу нечего было ей ответить.
Оба прекрасно понимали, что им просто необходимо сделаться родителями. Да только как? «Без конюшего не обойтись», — шептались фрейлины герцогини. Вспоминали события недавней французской истории — когда хорошенькая Маргарита Бургундская, не найдя понимания у своего равнодушного мужа, заменила его прекрасным конюшим.
Теперь Иоганна плохо спала по ночам. Она мысленно перебирала все возможные способы исправить ситуацию. Династии срочно был нужен ребенок! Причем крепкий и способный вырасти! Подлог мгновенно бы раскрыли: знатные женщины такого положения всегда давали новую жизнь в присутствии множества свидетелей. Надеяться на чудо? Но сколько ещё? Иоганна годами просила об этом…
«Паломничество, вам нужно отправиться по святым местам», — настойчиво советовали придворные дамы. Иоганна разумно возражала: как Альбрехт перенесет это путешествие?
— Возможно, — невозмутимо произнесла Урсула, младшая сестра Иоганны, — для паломничества тебе не нужен герцог Альбрехт?
Урсула фон Пфирт поддерживала старшую сестру, понимая, какая важная задача перед той стоит. Был разработан детальный план путешествия – сначала в Кельн, потом в Аахен. Герцог сопровождал супругу только на одном из этапов, всё-таки он был нездоров. Ведь требовалось часть пути идти пешком, босиком, отказавшись от всех привычных пышных одежд и мехов.
Иоганна, стиснув зубы, разбивала ноги о камни, но шла вперёд. А сестра, когда шествие заканчивалось, готовила для неё горячую воду и теплые накидки. Впрочем, в Вене утверждали, что были и другие возможности согреться.
В этой походной жизни всегда царила суета и неразбериха, комнаты герцогини нередко соседствовали с коридорами и лестницами. А фрейлины, озябнув за день, быстро засыпали и уже не дежурили круглосуточно возле Иоганны.
Так или иначе, по прошествии полугода, герцогиня Иоганна радостно объявила: она в положении! В 1339 году на свет появился Рудольф, первенец пары. А потом, как из рога изобилия, и другие дети: пятеро отпрысков известны, а еще нескольких историки называют безымянными – они умерли или в момент рождения, или сразу после этого. Счастливое стечение обстоятельств? Или без конюшего не обошлось?
О том, что произошло с Иоганной, в Вене говорили шёпотом. В чудесное вмешательство высших сил верили только самые наивные. А другие уверяли: это сестра герцогини, Урсула, вовремя вмешалась и организовала одну очень важную встречу. Которая спасла династию Габсбургов от угасания.
Кстати, Иоганна умерла в 1351-м году, вскоре после рождения своего последнего ребенка. Супруг пережил её на семь лет. А затем правителем австрийских земель стал упомянутый Рудольф.
В историю он вошёл как мастер подделки: с его подачи были изготовлены документы, которые ставили Габсбургов в один ряд с другими выборщиками в Священной Римской империи. Хитрый молодой человек обеспечил процветание своей династии, и это была еще одна большая ложь Габсбургов.