Незаконные сыновья и дочери королей обычно держались чуть в тени. Даже если они были любимыми детьми государей. Однако законы престолонаследия – в большинстве случаев – не допускали бастардов до трона. И все-таки в истории были случаи, когда корону надевали дети вне брака. И было их не так уж мало!
Датский король Свен II в 1047 году взял в жёны шведскую принцессу. И это очень не понравилось его давней «даме сердца»! Так что, когда белокурая королева Гида вскоре умерла, почти никто не сомневался, кто оказался косвенной причиной. Разбираться и подыскивать новую супругу Свен не стал, поскольку в неспокойные времена ему хватало забот с соседями и недовольными вассалами внутри королевства.
Время от времени подле него появлялись «жёны», подарившие ему, в общей сложности, девятнадцать детей. И все они, с точки зрения церкви, были бастардами.
После Свена II целых пять королей быстро сменили друг друга на датском троне. Все – незаконные дети государя: Харальд III, Кнуд IV, Олаф Первый, Эрик I и еще Нильс. Кстати, тёзка мальчика, который путешествовал с дикими гусями, занимал престол тридцать лет (что немало для того времени!). А преемником его стал племянник, чье происхождение тоже довольно туманно. Незаконный мальчик?
Бастарды на датском престоле не были удивительным явлением, потому что в одиннадцатом-двенадцатом веке в королевстве совсем иначе относилось к «оформленному» браку. Он считался желательным, но не таким уж важным.
Даже возникло понятие «датский брак» — когда мужчина и женщина торжественно сообщали родным и знакомым, что отныне они живут одной семьей. Но никаких официальных церемоний и посещения церкви при этом не предусматривалось.
Свои традиции датчане принесли и в другие земли. В герцогстве Нормандском, которое возглавляли потомки викингов, к брачным узам относились в точности, как в Копенгагене. Вильгельм Завоеватель, герцог Нормандский, который сумел захватить английское королевство, тоже был бастардом. Его родной отец, Роберт, не был женат на его матери.
А вот Вильгельм венчался по всем правилам, и детям своим завещал поступать также. Потому что король Англии ориентировался уже не на древние датские законы, а старался поступать в соответствии с канонами Римской церкви. Интересно, что побеждённый Вильгельмом король Гарольд II со своей женой Эдит Лебяжья Шея не венчался — жили «по-датски».
Император Священной Римской империи, Фридрих II, слишком долго думал, прежде чем заключить брак со своей многолетней возлюбленной, с Бьянкой. Он пошёл на этот шаг, когда красавице оставалось жить считанные часы. Выполнил последнюю волю умирающей. Поэтому-то трёх детей императора и прекрасной Бьянки не спешили признавать законными наследниками.
Дескать, надо было раньше думать! И хотя Фридрих II объявил, что его сын Манфред имеет все права багрянородного отпрыска, церковь с ним не согласилась. Манфреду пришлось приложить немало усилий, чтобы воцариться хотя бы в Сицилии (про императорскую корону уже не было и речи). Но в 1266 году пришел француз Карл Анжуйский и победил его.
У португальцев в пятнадцатом веке был сложный выбор: или провозгласить своим королём бастарда Жуана, или отдать государство под власть кастильской династии. Чужаков в Лиссабоне видеть не захотели, знать высказалась однозначно – пусть правит свой. А то, что «с одного бока принц» — так это не страшно. В итоге корону надел Жуан Ависский, сын короля Фернанду I и знатной дамы Терезы Лоренцо.
Чтобы выглядеть солиднее, новый государь взял в жёны уже настоящую принцессу, Филиппу Ланкастерскую. Она-то и подарила ему девятерых детей. Кстати, Жуан оказался неплохим королем, и в историю вошел как «Жуан Великий».
Правительницы-женщины, «принцессы с одного бока», тоже встречались в истории. Маргарита Пармская, дочь императора Карла V, со стороны матери имела очень скромное происхождение: горничная!
Но Маргариту ещё совсем малышкой забрали во дворец, воспитали надлежащим образом, дали ей отличное образование, так что в 1559 году сводный брат со спокойным сердцем отдал ей в управление Нидерланды. Знал, что молодая женщина справится на пятёрку.
Кстати, рожденная в браке королева Англии Елизавета I тоже считалась бастардом! Собственный отец, король Генрих VIII, объявил девушку незаконной. Но, когда дошла её очередь взойти на престол, этот момент ей нисколько не помешал.
Русская императрица Елизавета Петровна тоже появилась на свет до свадьбы своих родителей. Позднее Петр I признал девочку, она стала называться «привенчанной», но, если бы у неё нашелся серьёзный взрослый противник с более удачным происхождением, не стала бы она императрицей. Однако судьба благоволила к Елизавете Петровне.
После Анны Иоанновны русскому народу предложили брауншвейгскую династию на трон, и позиции дочери Петра Великого были явно сильнее. А дальше мы знаем: Елизавета стала императрицей, затем недолго царствовал её племянник, а после его супруга, Екатерина II.
Про которую ещё при жизни охотно распускали слухи, будто бы её отцом является русский дворянин Иван Бецкой, а вовсе не герцог Ангальт-Цербстский. И значит она тоже — незаконнорожденная.
Так что бастарды иногда становились королями и правителями. Правда, тех, кто хотел бы надеть корону, но так и не смог, оказалось всё-таки больше. Но о них я расскажу как-нибудь в другой раз.