Разноцветная пружинка «слинки» (она же «радуга») принесла своим создателям 250 миллионов долларов. На полсотни миллионов долларов обогатил владельцев патента круг для гимнастических упражнений. И это всё из сферы развлечений, необязательные вещи.
А есть изобретения, реально улучшающие жизнь людей. И некоторые разработчики отказались их патентовать! Потому что старались для других.
Лондон и сейчас ассоциируется у нас со смогом, хотя это уже давно история. А основной причиной всегда были тысячи и тысячи дымовых труб. Уголь помогал миллионам британцев согреться в их замечательном климате. Но камины не только загрязняли воздух. Они еще забивали отложениями трубы. И тогда приходили они. Дети.
До первой половины XIX века для чистки труб использовали именно их. Многие мальчики начинали работать с 5 лет. В таком возрасте они легко проникали в дымоходы. Эта работа часто приводила к травмам. К тому же, мальчиков плохо кормили – они же должны были оставаться стройными.
Правда такая практика устраивала не всех. В 1803 году под патронажем герцогини Глостерской было основано «Общество по преодолению необходимости лазания мальчиков». Однако одно дело создать общество, а другое – найти решение.
Джозеф Гласс в 1820-е годы имел свой был бизнес по чистке труб. Но сложившаяся практика его тоже не устраивала. Именно он стал изобретателем первого успешного устройства для чистки дымоходов. Он придумал механизм, где тростниковые стержни соединялись латунными винтовыми соединениями. И получался гибкий стержень, который справлялся со всеми изгибами труб. Для этого не требовались дети!
Скоро использование мальчиков-трубочистов было запрещено законодательно. Все были обязаны срочно приобрести необходимое оборудование. Джозеф Гласс мог стать богатейшим человеком в Англии, но он отказался патентовать своё изобретение. Старался для других! Он сам принимал активное участие в кампании против найма детей, и даже отчитывался об этой инициативе королеве Виктории.
Академик Николай Дмитриевич Зелинский оставил колоссальный след в российской и мировой химии. Сейчас его именем назван институт, улицы в двенадцати городах на территории бывшего СССР и кратер на Луне. Однако жизнь будущего академика начиналась трудно. В два года он потерял отца, а ещё через два года и мать. Оставалась только бабушка и желание учиться. И карьера начала складываться.
В 1915 году он уже был известным ученым. А в Европе уже год бушевала война, на которой многое было впервые, в том числе применение химических средств. И тут Зелинский создал изобретение, которое могло бы сразу сделать его миллионером. Противогаз
Первое испытание он провёл на себе. Позже сотрудник учёного просидел в помещении, наполненном ядовитыми газами, больше часа. Николай II утвердил изобретение, и только за период Первой мировой войны в рамках военного заказа было выпущено более 11 миллионов противогазов Зелинского.
«Вот это бизнес!» — скажут многие. Однако Зелинский не стал патентовать своё изобретение, считая, что нельзя наживаться на человеческих бедах. Более того, он настоял, чтобы документацию передали союзникам по Антанте. Старался для других!
Впрочем, мир (карма, судьба) скомпенсировала Зелинскому «упущенную прибыль». Его практически не затронули сложные повороты российской истории первой половины 20 века. Он скончался в возрасте 92 лет будучи Героем Социалистического Труда и Лауреатом трёх Сталинских премий. В квартире академика около метро Охотный Ряд в Москве теперь музей и центр Ноосферной защиты.
До 60-х годов 20 века колоссальной проблемой был полиомиелит. Миллионы детей во всем мире пострадали от этого недуга. Созданием первого средства от полиомиелита мы обязаны Джонасу Солку. В конце 1950-х – начале 1960-х годов во всём мире его начали массово применять, и проблема, в целом, была решена.
Как Гласс и Зелинский, Джонас Солк отказался патентовать своё средство и извлекать какую-либо выгоду. Он хотел, чтобы дети во всём мире были здоровы. Результатами исследований он поделился и с советским учёным М.П. Чумаковым. А он пошёл дальше! Именно Чумакову принадлежит усовершенствованный вариант средства от полиомиелита – те самые, хорошо знакомые родителям капельки.
Пожалел ли Джонас Солк о своем решении? Думаю нет. Он прожил долгую и интересную жизнь, получил множество премий и до самого конца занимался любимыми исследованиями.
P.S. Несмотря на сходство фамилий одного из упомянутых в статье учёных с одним современным персонажем, никаких взаимосвязей (в том числе родственных) между ними нет. Прошу обратить внимание, что фамилии пишутся по-разному.