Суровая Томирис. О жизни предводительницы кочевников

Персидский посланник смиренно склонился перед царицей, подумав, что никогда прежде ему не приходилось встречать женщину с таким пронзительным и цепким взглядом. Её глаза напоминали острые мечи-акинаки, которыми сражались подданные Томирис. Говорили, что и сама она могла с лёгкостью одержать победу даже над самыми могучими богатырями. Теперь же взгляд её полыхал яростью.

Только что царица массагетов узнала, что персидский царь Кир пленил многих её воинов, в том числе и сына. Заставив посла подняться, она заявила, что хочет решить проблему мирно. Но если Кир не пожелает освободить её сына, пускай готовится испить крови до самого дна.

В тот момент посланник подумал, что его правитель никогда не согласится на условия этой женщины, но сомневаться в серьёзности её намерений не мог бы даже последний дурак. А значит, близилась страшная битва. Какой же была царица Томирис, о которой и сегодня не перестают пересказывать легенды? И как мать, потерявшая сына, отплатила своему врагу?

Предводительница кочевников

Образ царицы Томирис стал поистине легендарным в Азии. Её жизнь окутана множеством легенд и удивительных преданий, но также сохранились и исторические источники со сведениями её биографии. Впрочем, сегодня, по прошествии многих столетий, не так-то просто понять, где правда, а где – вымысел. А потому давайте рассмотрим все варианты.

Итак, Томирис появилась на свет в VI веке до нашей эры (более точными данными историки, увы, не располагают, но это далеко не самое важное). Как отмечает в своей работе «Тахмира (Томирис), царица массагетов» исследователь Агшин Мистанлы, имя правительницы имело иранские корни, причём переводилось как «храбрая».

Некоторые учёные сравнивают его с тюркским «темир», что означало «железо», но эта версия оспаривается многим историками. Есть также предположение, что Томирис – значит «господствующая».

Как бы то ни было, одно только имя царицы указывает на её высокий статус. Существует версия, что Томирис уже в детстве могла знать о своей будущей роли в качестве правительницы. Среди исследователей бытует предположение, что Томирис была дочерью или, по крайней мере, близкой родственницей скифского царя Спаргапифа.

Царица степей

До нашего времени сохранилось несколько исторических источников, описывающих правление Томирис и её жизнь. Самое раннее упоминание о царице мы можем встретить у «отца истории» Геродота.

Вот только проблема заключается в том, что греческий историк жил спустя сто лет после легендарной царицы – не исключено, что он просто пересказывал предания о ней. Впрочем, даже если так, и эти сведения крайне ценны – многие легенды рождаются, что называется, не на пустом месте.

Итак, известно, что в VI веке до нашей эры на бескрайних степях Центральной Азии властвовали многочисленные скифские племена. Кочевники делились на разные общины и народности, причём не стоит представлять их некими дикими варварами, которые ничего не знали и не были знакомы с цивилизацией.

У них была собственная культура, а в воинском искусстве кочевникам не было равных. Кроме того, кочевые племена умело использовали местность, где сражались. Но об этой тактике чуть позже, поскольку она непосредственно связана с историей интересующей нас царицы.

Одним из племён, массагетами, правила Томирис. Судя по сохранившимся сведениям древних авторов, она была отважной и решительной женщиной.

Представительницы прекрасного пола порой оказывались во главе кочевых народностей, но удержаться на вершине власти им было не так-то просто. Однако Томирис сумела заслужить уважение своих подданных, она отличалась храбростью и достаточно суровым нравом.

Жених для Томирис

Массагетской правительнице довелось жить во времена больших перемен, которые происходили на Ближнем Востоке. В ту пору появилась персидская империя Ахеменидов, а царь Кир II начал завоевания, стремясь расширить своё государство. Амбиции правителя были неуёмными. Как пишет в книге «Саки. Томирис» Булат Джандарбеков:

«Незаурядный политический деятель и великий полководец, он (Кир) был одержим химерической целью – завладеть миром».

Объединив страны Месопотамии, он планировал отправиться в поход на Египет. Но до того ему следовало решить одну серьёзную проблему, а именно – «укротить» кочевые племена, которые в любой момент могли нанести удар по границам империи.

Кир решил прибегнуть к традиционному и наиболее «цивилизованному» варианту, а именно – заключению политического брака. Очень скоро от него Томирис получила послание, в котором персидский царь предлагал ей стать его женой. Но предводительница массагетов прекрасно понимала, что Киру нужна не она, но её земли. На его предложение она ответила отказом.

О Томирис сохранилась одна легенда, которая вполне может соответствовать истине. Рассказывает эта история о том, как правительница сама выбрала себе мужа.

Известно, что однажды в стан массагетов прибыл сын вождя саков-тиграхаудов Рустам. Его визит как раз совпал с состязаниями богатырей (батуров), причём победитель в качестве приза получал в невесты саму Томирис. Тот, кто смог бы поймать скачущую на лошади царицу и выстоять в поединке с нею, и мог стать её супругом.

Так вышло, что сделать это смог только один человек – тот самый Рустам, за которого Томирис и вышла замуж.

Сын в плену

Но о мирной и спокойной, пусть даже кочевой жизни царица не могла и мечтать. Кир II собрал огромное войско, которое двинул к степям массагетов. Узнав о приближении армии врага, Томирис приказала своим воинам отступать.

Это была вполне типичная для кочевников тактика – затягивать противника в глубь своих территорий, а потом, выждав нужный момент, нанести удар. Правда, здесь для массагетов всё обернулось не таким удачным образом.

Кира неслучайно прозвали Великим, поскольку полководцем он действительно был незаурядным. Желая нанести ощутимый урон массагетам, он пошёл на хитрость. Персидский царь приказал своим людям отступить, оставив небольшой отряд и много припасов провианта и вина.

Когда кочевники заметили, что персидский лагерь плохо охраняется, они атаковали его и перебили всех немногочисленных вражеских воинов. После этого, празднуя победу, массагеты устроили пиршество. Как вы понимаете, к наступлению ночи все они были расслаблены и пьяны. Вот тут-то Кир и решил воспользоваться слабостью противника.

Его атака оказалась полной неожиданностью для отдыхающих массагетов. Многих подданных Томирис персы попросту перебили, но ещё больше народу оказалось в плену. Но самое худшее – вместе с другими массагетами был пленён и сын царицы Спаргапис. Узнав об этом, женщина пришла в ярость и тут же отправила Киру грозное послание с требованием вернуть сына:

«Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен».

Месть матери

Сложно сказать, как на эти слова отреагировал Кир. Едва ли он собирался освобождать Спаргаписа, однако известно, что царь отдал приказ развязать руки пленному царевичу.

Едва освободившись от пут, Спаргапис бросился к одному из стражников и, выхватив у того оружие, покончил с собой. Так об этом пишет Геродот, однако сегодня ряд историков полагает, что персидский царь вполне мог отдать приказ умертвить царевича – это была его месть непокорной Томирис.

Узнав о смерти сына, царица приказала своим воинам тут же атаковать персов. Сражение, развернувшееся в степи, оказалось кровопролитным и продолжительным. В бою пали многие подданные Томирис, однако её войско одержало победу. Если верить преданиям, во многом на исход битвы повлияло появление на поле боя самой царицы во главе отряда женщин-«амазонок».

В том сражении пал и Кир Великий. Геродот пишет, что Томирис приказала искать среди множества погибших тело персидского царя. Когда его отыскали и принесли правительнице массагетов, она произнесла:

«Ты хотел крови, так напейся же ты её вдоволь».

Победительница персов

Согласитесь, эпизод очень эффектный, но нельзя однозначно назвать его историческим фактом. Достоверно известно, что останки Кира II были погребены в Пасаргадах.

Некоторые авторы, например, историк Берос, вовсе считали, что персидский царь пал в битве не с массагетами, а с дахами. Впрочем, нельзя исключать и того, что древние историки могли перепутать некоторые данные, а значит, вопрос о правдивости истории с головой Кира и Томирис остаётся открытым. Конечно, в мировой культуре эти события нашли яркое отражение.

О жизни царицы после войны с персами мы тоже знаем от Геродота. Известно, что после разгрома Кира Томирис, получив огромную добычу и ценнейшие трофеи, двинулась со своим племенем к берегам Чёрного моря. Там она основала город Томы (Констанца), который на протяжении нескольких столетий был столицей Малой Скифии.

Увы, о последних годах и даже о продолжительности жизни царицы массагетов мы ничего не знаем. Скорее всего, она не была долгожителем, поскольку условия существования, плохая медицина и участие в боях едва ли способствовали этому.

Тем не менее Томирис вошла в историю как решительная и несокрушимая женщина, которая смогла одолеть могущественного персидского правителя, заставлявшего содрогаться своих врагов.

И сегодня многие народы Центральной Азии с почтением вспоминают «свою Тахмиру», которая ещё в древнем патриархальном мире ясно дала понять: женщин уж точно не стоит считать слабым полом.

Оцените статью
Суровая Томирис. О жизни предводительницы кочевников
О Владимире Маяковском. Поэт не стеснялся заниматься любовью с чужой женой при её муже