«Вяжите жениха, чтоб не убежал»

Митька был парень хоть куда – кудрявый, рослый, сильный. По всей Саратовской губернии слух о нем шёл, как о прекрасном кузнеце. Однажды сентябрьским вечером 1869 года позвал его к себе сосед, Арефа Дементьев. Едва парень переступил порог, как со всех сторон закричали: «Вяжите жениха, чтобы не убежал!». У Дементьева на выданье в ту пору были сразу три дочери…

Скромная, неразговорчивая, услужливая и кроткая – такой образ русской девушки из девятнадцатого века нам часто рисуют в литературе. И, дескать, слова она поперёк сказать не могла. И в выборе своей судьбы участия не принимала…

А вот во многих сёлах Саратовской губернии дела обстояли чуть иначе. Мнение девушек играло очень даже большую роль! Замуж собирались, когда у самих сердце начинало биться сильнее.

Более того! Существовал весьма любопытный обычай: если парень и красавица приглянулись друг к другу, и дело двигалось к свадьбе, родственники могли этот процесс слегка ускорить. Звали потенциального жениха в гости, а там его уже ждали и друзья, и соседи, и другие односельчане. «Вяжите жениха, чтоб не убежал!» — кричали в таком случае. Начиналась весёлая суета.

Первой выбегала невеста с платком в руках.

— Вяжи его, дочка, за пояс платком, — приговаривал отец. – Да тяни к себе.

А за этим следовало и благословение, и напутствия, и добрые пожелания. На месте определяли и время для будущего торжества. С того момента считалось, что всё решено. И всё село радостно готовилось к свадебному пиру.

«Ловить жениха» — известное выражение. Но в Саратове ему придавали самое буквальное значение. Еще в семнадцатом веке было принято, чтобы возле дома невесты, накануне свадьбы, дежурили её братья и старшие родственники. Иногда к ним присоединялись и друзья жениха. Ожидая его, часто пели песни:

Долго, долго сокол не летит,

Долго, долго Дмитрий не едет,

Долго, долго Михайлович не едет,

Здесь наш сокол за леса залетел,

За леса залетел, за дремучие…

(Народная песня)

Выстраивались с утра и терпеливо ждали, когда подъедет суженый. А у того была непростая задача: он должен был постараться проскользнуть мимо «ловцов». Жениху давались три попытки, а после этого его вели прямо во двор к невесте.

«Пойман, пойман!» — Громко кричали и смеялись.

Если жених был богат, подъезжал к воротам на коне, то и ловцы седлали лошадей. Тогда начиналась настоящая погоня, словно в приключенческом фильме. Целью было загнать жениха опять-таки на двор к его невесте.

Любопытно, что даже в древнерусских сказаниях есть место такому вот «улову». Настасья Микулишна, женщина-богатырь (она же поленица или поляница – в разных местностях говорили по-своему), дочь легендарного Микулы Селяниновича, встретив Добрыню… сумела ухватить его за волосы и посадить к себе в карман. Объяснила она свой поступок просто: «Ежели любовь придёт, пойду за него замуж».

Таким образом, Настасья Микулишна сама выбрала себе мужа, а не наоборот. Словно Саратовская девушка из XVIII-XIX веков! В русской былине этот момент подан просто бесподобно:

«И хватила за желты кудри Добрынюшку,

Сдернула Добрынюшку с коня долой,

и спустила во глубок мешок во кожаный

как повез их быстро ее добрый конь

по раздольицу, по чисту полю…»

В некоторых южнорусских губерниях как таковой ловли жениха не было, но при сватовстве брали руки парня и его будущей жены, а затем крепко обматывали их полотенцами. Объединяли в одно целое этим ритуальным жестом. Бывали похожие традиции и на свадьбах. Прежде чем пойти в церковь, получали от родителей напутственные слова. И ждали, когда руки будущих новобрачных соединят расшитой ширинкой.

Так что далеко не всегда на Руси все решали исключительно родители. И не во всех случаях сговаривались за спиной будущих мужа и жены. Русь – большая! И традиций у нее – множество!

Оцените статью