Вражда Гафта и Плучека: чего не смогли простить друг другу два знаменитых Валентина

«Гафт очень многих отметелил и в эпиграммах съел живьём» — это слова знаменитого артиста о самом себе. И действительно, за острый язык его часто называли не иначе как «язвой».

В Театр Сатиры Валентина Иосифовича привел в начале 1969 года Андрей Миронов, с которым Гафт был очень дружен. Миронов хотел, чтобы Гафт сыграл графа Альмавиву в спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро». Сам же Миронов был утверждён на роль Фигаро.

В Театре Сатиры главным режиссёром в то время был Плучек. Посмотрев игру Гафта, он согласился утвердить его на роль Альмавивы и зачислить в штат.

Плучек был человеком властным и требовал от актёров подчинения. Однако Гафт никому подчиняться не привык и не допускал, чтобы на него давили. Так началось противостояние двух Валентинов, закончившееся скандалом.

Незадолго до премьеры Гафт сочинил эпиграмму на придирчивого главрежа, о чём тому быстро донесли «доброжелатели».

Звучала она следующим образом:

«Сам по себе он ничего не значит,

В нем интеллект брынчит и скачет.

Его познания как числа,

И всё поэтому без смысла.

Постольку Плучек мастер штучек,

Поскольку сам из недоучек».

Плучек, узнав о стихах Гафта, пришел в бешенство. Однако поделать ничего не мог – увольнять Гафта было нельзя, ведь на носу премьера. Однако оставить выходку без ответа был не намерен.

Премьера произвела настоящий фурор. И Критики, и публика и коллеги по сцене были восхищены игрой Гафта, и на протяжении нескольких месяцев спектакль собирал неизменные аншлаги. Однако через полгода такого триумфа, неожиданно для многих, Гафт из театра ушёл.

Всё дело в том, что на очередной планёрке Плучек собрал всех актёров, занятых в спектакле и начал по привычке критиковать их игру, разбирая всё буквально «по полочкам». Больше всех досталось Гафту. Плучек заявил, что Валентин Иосифович абсолютно на графа не тянет, и больше похож на какого-то урку.

Однако Гафт изначально не хотел делать своего Альмавиву аристократом до мозга костей. Он многое добавил в образ графа от себя, и видел Альмавиву эдаким мужланом – страстным, темпераментным и злым.

Критика Плучеком его работы стала для Гафта последней каплей. Он тут же вышел из кабинета и позвонил Олегу Ефремову, который долгое время звал его в «Современник», а потом написал заявление об уходе.

Однако, придя в кабинет к главрежу, Гафт заявил, что готов даже после увольнение играть Альмавиву, так как считает свою игру блестящей. И пусть даже играть придется в качестве приходящего актёра. Однако Плучек ему отказал, заявив, что быстро найдет замену Гафту. И нашёл.

Роль Альмавивы отдали Александру Ширвиндту, а Гафт начал блистать на сцене «Современника». Однако о потерянной роли сожалел очень долго, и возможность отомстить Плучеку ему все-таки представилась.

В Театре Сатиры в те годы работал художником по свету Аарон Намиот. У него намечался юбилей, который он хотел отметить в стенах родного театра.

Художник по свету загорелся идеей пригласить на мероприятие Гафта, с которым он давно приятельствовал. Намиот, зная о вражде двух Валентинов, уговаривал Плучека долго, и тот, на свою беду, согласился.

В день юбилея на сцене находился сам виновник торжества и главный режиссер. Коллеги по цеху поднимались на сцену, показывали какие-то номера, поздравляли и вручали подарки. Когда настала очередь Гафта, он встал между юбиляром и главрежем и произнес:

« В Ваш юбилей хочу сказать одно:

Служа искусству света беззаветно,

Вы освещали так порой г###но,

Что становилось и оно заметно!»

При этом, произнося третью строчку, Гафт махнул рукой в сторону Плучека. В зале воцарилась звенящая тишина. А потом кто-то в зале тихонько засмеялся и произнес: «А ведь, правда…».

Гафт спрыгнул со сцены и покинул театр Сатиры. Теперь уже окончательно.

Оцените статью
Вражда Гафта и Плучека: чего не смогли простить друг другу два знаменитых Валентина
Олег Даль и Татьяна Лаврова – любовь с привкусом «Иверии». Почему это брак был обречён с самого начала