Юрий Айзеншпис: -Не ной. Ни при каких обстоятельствах. Сел в одной стране, освободился в другой

Его фамилия возникла в середине восемнадцатого века в землях Австрии и Германии. В переводе она означает “железный каньон”. Так могли прозвать сильного, волевого и храброго человека. Каковым он и был.

Его железный характер помог создать первую рок-группу в СССР, пройти через 17 лет тюрем и лагерей и не сломаться. Он всегда и везде оставался независимым, верным только себе и своим принципам.

Он помог Виктору Цою выйти на большую сцену. С его легкой руки на музыкальном небосклоне зажглись известные имена и группы: «Технология”, Влад Сташевский, «Динамит», Билан. Его имя Юрий Айзеншпис.

С 16 лет музыка стала для Айзеншписа основным увлечением. Едва ли оно возникло на пустом месте. Его родители не были меломанами, но у них была хорошая магнитола.

В 1962 году за три рубля Юра купил диск Фрэнка Синатры и заслушивался им. Потом его сменил Чак Берри. Но в какое-то время роль пассивного слушателя его уже не устраивала. Ему хотелось находиться внутри этого заманчивого мира.

Но в качестве кого, он еще не знал. Зато не сомневался, что в мире музыки ему найдется достойное место.

Первым шагом к мечте стало знакомство с Толей Павловым, который открыл Айзеншпису мир джаза и ввел его в музыкальную тусовку. Для того, чтобы купить катушечный магнитофон, да притом один из лучших: “Комету”, Юре пришлось сдать в комиссионку свой роскошный выпускной костюм.

Теперь джаз стал еще ближе. Джон Колтрейн, Вуди Герман, Элла Фицджеральд, Луи Армстронг звучали из нового магнитофона круглые сутки.

*

-О рок-н-ролле о роке я знаю очень давно и знаю очень много. И может быть даже знаю больше, чем сами музыканты. Будучи меломаном еще в далекие 65-е года в моей квартире стоял стеллаж, на котором было порядка семи с половиной тысяч виниловых дисков.

Юрий Айзеншпис. 2005 год. Последнее интервью.

Если у кого-то появлялась пластинка, ее сразу же переписывали. Как правило, за деньги. Основные сделки по купле-продаже происходили на черных рынках. Пластиночных спекулянтов называли дискачами.

Купля-продажа пластинок хоть и приносила хорошую прибыль, но запросы Айзеншписа росли, как выросли и его предметы перепродажи: джинсы, аппаратура, меха. Потом по нарастающей: золото и валюта.

Долгое время джаз в СССР считался идеологически вредным. Потом, правда, вспомнили, что это негритянская музыка, и в чем-то является протестом против буржуазии.

Такое же отношение было и к року. Он не был официально запрещен, но и не приветствовался. На рубеже 60-70 х годов в СССР начали выходить винилы западных групп.

На первой отечественной пластинке с песнями “Битлз” было написано: Вокально-инструментальный ансамбль Англии.

Песни ребят “с нашего”, хоть и английского двора дал импульс созданию многочисленных команд, похожих на Битлз.

Не остался в стороне и Айзеншпис. Со своими товарищами-музыкантами они создали первую в стране рок-группу по названию района, где в то время проживали все участники: “Сокол”.

Административные вопросы в группе решал дипломатичный, интеллигентный и пробивной студент-экономист Юра Айзеншпис. Поскольку профессиональной техники для рок-групп в Советском Союзе не было, аппаратуру и инструменты приходилось делать либо самим, либо покупать на черном рынке.

Но это было доступно только тем, у кого были деньги. У Юрия они были. Так как он продолжал заниматься куплей-продажей пластинок и валюты.

Поэтому аппаратуру для группы он покупал самую совершенную. Он был не только директором группы, но и собственником всей аппаратуры. Денег на аппаратуру он не жалел, благо его параллельный и не совсем легальный бизнес приносил хорошую прибыль.

Музыканты исколесили всю страну. И повсюду их встречали полные залы и громкие аплодисменты. Но через некоторое время в коллективе начались разногласия. И группа “Сокол” прекратила свое существование.

После распада группы Айзеншпис без дела не остался, продолжая активно трудиться на ниве валютного бизнеса. Это приносило гораздо бОльшие деньги, чем продюсерская деятельность. Поэтому Юрий сосредоточился исключительно на этом.

“Сердцем” черного рынка была улица Горького.

Золотые слитки, шубы, мохер можно было найти на Неглинке.

Аппаратуру — на Садово-Кудринской.

Пластинки, пленки, кассеты продавали за кинотеатром “Россия”.

А на бульваре перед рестораном “Узбекистан” можно было сдать или купить валюту.

За какие-нибудь пару лет Юрий стал одним из самых известных столичных валютчиков. Одежду он покупал исключительно в “Березке”, душился дорогим французским парфюмом. Вечерами устраивал кутежи в самых пафосных советских ресторанах.

Айзеншпис был богат, успешен и абсолютно не сомневался в том, что ведет правильный образ жизни. Естественно, вся эта деятельность не могла остаться без внимания со стороны правоохранительных органов.

Причем не только МВД, но и КГБ, который контролировал весь валютный рынок страны. Юрий был уверен, что он никогда не попадется.

Как на него вышли правоохранительные органы, Юрий долго не мог понять.

7 января 1970 года он был задержан на пороге своего дома в тот момент, когда у него в кармане было почти 18 тысяч рублей. Эта была сумма за килограмм золота, которую он продал утром. В квартире устроили обыск, а Юру отвезли в изолятор временного содержания.

Через 15 суток Айзеншпису было предъявлено обвинение по 88 статье: “Нарушение валютных операций” и 154 статье: “Спекуляция в особо крупных размерах”. По советским законам это было одно их самых страшных преступлений. Ему грозило 10 лет лишения свободы.

Это было первое, но не последнее заключение. В общей сложности он проведет в тюрьме 17 лет.

В 1988 году он окончательно вышел на свободу. Страна активно перестраивалась под руководством Горбачева. Появились новое поколение, новое мышление и новая музыка.

Те статьи, за которые он отсидел, канули в лету. Через пять месяцев после освобождения ему придет письмо с извинениями от правоохранительных органов. Это были четыре строчки текста за два года проведенные в тюрьме уже по не существующим статьям.

Кому-то деньги связывают руки, приводят к накопительству. Но Юрий расставался с ними легко и тратил их в свое удовольствие.

Даже в тюрьме через деньги он приобретал дополнительные блага, помогающие переносить тяготы неволи. Он всегда носил лучшую робу, самую чистую и самую новую. Даже наладил рабочий цех.

В старших классах он увлекся спортом и подавал большие надежды как легкоатлет, получив первый мужской разряд. После травмы мениска его результаты стали хуже. Юра вынужден был навсегда распрощаться со спортом, так как не привык быть на втором плане.

Будучи в заключении он предлагал руководству ноу-хау в решениях производственных проблем. На концертах группы “Сокол” он впервые привлек людей для охраны порядка в зале. И именно Айзеншпис ввел в музыкальный бизнес понятие “Продюсер”.

От концертной деятельности в СССР неплохо зарабатывали как ведущие артисты, так и государство. Большие гонорары были и у авторов популярных шлягеров, которые звучали во всех ресторанах. С каждого исполнения им шли отчисления на сберкнижку.

Следующий этап относится к этапу перестройки, когда были упразднены монополисты как РОСКОНЦЕРТ и прочие контролирующие организации. В то время начался концертно-кассетный бум, возникли независимые лейблы и радиостанции.

В 90-х музыкальный рынок был достаточно насыщен. На артистах стали зарабатывать музыкальные телеканалы и радио. Оставаться независимыми музыкантам становилось все сложнее.

Юрий был еще за решеткой, когда впервые услышал песни группы “Кино”. Будучи большим почитателем рока, он мечтал воочию увидеть Виктора Цоя. Очень скоро, после освобождения Юрия, такая встреча состоялась. Цой был человеком замкнутым, недоверчивым и неохотно подпускающим к себе чужих.

Но Айзеншпис нашел подход к угрюмому Виктору. Первая же проба: концерт в Красноярске, оказалась очень удачной. После этого Юрий занял место директора, а затем и продюсера группы “Кино”.

-В популярности Виктора Цоя есть частица и моего труда. И этим я горжусь. Цой сам себя сделал. Я ему просто помог в одно время, когда им не хватало связей, которые были у меня. Когда им нужно было появиться на экране телевизора, я его первый привел на телевидение.

Юрий Айзеншпис.

Он выстраивал коммерческую сторону его творчества. Приучал ценить, считать деньги и не стыдиться этого. Некоторые фанаты считали, что Айзеншпис загубил группу и сделал из андеграундной группы попсовую.

На концерте в июне 1990 года Виктор Цой пообещал поклонникам новый альбом, но судьба распорядилась иначе. Айзеншпис выполнил обещание Цоя и выпустил последний диск с его песнями.

Следующим этапом продюсерской карьеры Юрия стала группа “Технология”. Если “Кино” на старте работы с ним уже имело некую начальную скорость, то успех “Технологии” он вылепил практически с нуля. В составе нового коллектива были музыканты развалившейся группы “Биоконструктор”, а наработанный ими материал состоял из нескольких песен.

Уже через четыре месяца “Технология” стала лучшей группой года, а песня “Странные танцы” год не покидала “ТОП-10” Звуковой дорожки.

Юрий Айзеншпис становится Лауреатом национальной Российской музыкальной премии “Овация” в номинации “Лучший продюсер”. Группа много гастролировала по стране, давая иногда по 4 концерта в день.

В какой-то момент ребята почувствовали, что работа больше не приносит удовольствия. Отношения с продюсером тоже ухудшились. Ребята начали бойкотировать некоторые концерты, просто не приезжая в города.

“Работы было много, а денег мало. Все время находились какие-то виртуальные траты. Мы были вынуждены давать еще по одному дополнительному концерту, чтобы заработать самим”, — из воспоминаний ребят группы.

Такие отношения перестали устраивать и музыкантов и продюсера. Но разойтись полюбовно не получилось. В финансовые разборки вмешались криминальные авторитеты. Чья это была инициатива, теперь сказать сложно, так как обе стороны отрицают привлечение посторонних.

С Еленой Ковригиной Юрий познакомился на фестивале Интершанс в 1989 году. Он был одним из организаторов этого фестиваля и в общей суматохе не разглядел в привлекательной девушке свою судьбу. Второй раз они случайно встретились через два года в Сочи. Но вечером Елена уже улетала в Москву.

В следующий раз Елена появилась в жизни Юрия именно тогда, когда ему была необходима психологическая поддержка. Один за другим ушли из жизни его родители. Через год, в 1993 году, у Юрия и Елены родился сын Михаил.

18-летнего паренька модельной внешности Юрий приметил в одном из московских клубов. Посоветовавшись со своим другом Матецким, Юрий решился взяться за новый проект. Пройдет пять лет, и благодаря стараниям Айзеншписа в активе Влада Сташевского уже было 4 альбома, 17 клипов и популярность.

-Когда я работал с ним, в жестких рамках я не находился. В последний год, когда мы работали 50 на 50, меня тогда даже это уже не устраивало. Наверно я к тому возрасту так обнаглел, что захотел получать все только сам. Просто я вырос. Одно дело, когда тебе 18 лет, другое, когда тебе 25.

Влад Сташевский.

На какой музыкальной высоте был бы студент Гнесинки Дима, не окажись он на той тусовке, где его заприметил Айзеншпис. Перекинувшись парой слов продюсер дал бойкому юноше свой телефон.

Начинать новый проект всегда сложно и рискованно. Последним проектом продюсера стал певец Дима Билан. Он очень гордился этим исполнителем, тем, что благодаря именно его стараниям из малоизвестного певца Дима превратился в кумира миллионов.

15 июля 2005 года Юрий Айзеншпис отмечал 60 лет. На фестивале в Сочи, где собрались все российские артисты он был полон планов. Ни у кого не было ни малейших сомнений, что все его задумки обязательно исполнятся.

17 сентября того же года у Юрия случился сердечный приступ.

Его госпитализировали и обследовали в 20-й больнице Москвы. Он испытывал боли и раньше, но его жизненный принцип: “Не ной. Ни при каких обстоятельствах не ной”, не позволял ему жаловаться.

К вечеру ему стало лучше и он упросил врачей отпустить его домой. Он хотел поддержать своего воспитанника Диму Билана, который на церемонии награждения музыкальной премии MTV 2005 выдвигался сразу в пяти номинациях.

Поздно вечером 20 сентября произошел второй приступ. Он снова попал в больницу.

В 19:50 врачи констатировали остановку сердца.

Его похоронили рядом с родителями на Домодедовском кладбище.

Его называли: “Зажигающий звезды”.

Его боялись и уважали.

Он был то молчалив, то весел и никогда не придерживался золотой середины.

Оцените статью
Юрий Айзеншпис: -Не ной. Ни при каких обстоятельствах. Сел в одной стране, освободился в другой
Звезда кино с первой роли в фильме «Коммунист,» пережила предательство мужа и охладела ко всем окружающим — Софья Павлова