Судьба актрисы Марии Пастуховой, первой жены Николая Крючкова

Она была воплощением настоящей интеллигентности. Не показушной, рассчитанной на то, чтобы произвести благоприятное впечатление, а человеком, обладавшим большой внутренней культурой и уважением к людям, невзирая на их социальный статус — будь то коллеги-артисты, осветители, гримеры, рабочие сцены. Поэтому и оставила о себе теплые воспоминания. Талантливая и неповторимая Мария Фоминична Пастухова.

Мария Пастухова появилась на свет 22 июля 1918 г. на Украине в городе Мелитополь. Родители — коренные москвичи. Отец, архитектор, был направлен на работу в этот южный, солнечный город. Мама одно время работала учительницей, но с рождением детей стала заниматься домом.

После школы Мария поехала в Москву, там оставалось много родственников, так что с жильем проблем не было. Она поступила в ГИТИС в мастерскую Михаила Михайловича Тарханова и в 1940-м году закончила обучение.

Весь курс целиком направили в г. Брест — из выпускников ГИТИСа был создан Брестский областной русский драматический театр, на сцене которого Мария сыграла заглавную роль в «Любови Яровой» и Татьяну в «Мещанах». Но жизнь театра оборвала война, город был атакован в первые же минуты. До Москвы добирались долго, под бомбежками, потеряли несколько человек. Много шли пешком, и 29 июня коллектив театра, наконец, оказался в столице.

Потом была эвакуация в Алма-Ату, и с 1942 по 1943 г.г. Мария играла в ЦОКСе (Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов), а с 1944 по 1945 г.г. служила на Тбилисской киностудии. В этот период Пастухова сыграла главные роли в кинолентах «Во имя Родины» (Валентина Анощенко, разведчица) и «Малахов курган» (Мария Первенцова).

В 1945 году Мария Пастухова стала актрисой Центрального академического театра Советской Армии (ныне — Российской). Репертуар ее был широк и многообразен: от романтичной Луизы в драме «Коварство и любовь» до разведчицы Николаевой в шпионском боевике «На той стороне», от ударницы сельского хозяйства Паши Сумской в «Степи широкой» до Марии Васильевны Войницкой в «Дяде Ване».

В кино Мария Пастухова дебютировала в 1939 г. в эпизоде «Трактористов». После войны был небольшой перерыв, связанный с загруженностью в театре, и с 1956 года актриса стала опять появляться на экране: сыграла Прасковью Петровну в «Метели», Таиску в «Русском лесе», Пелагею в «Прости-Прощай», Наталью Фоминичну — «Это сильнее меня», маму таксиста Каталина — «Следствие ведут знатоки», военврача в «Щите и мече», мать Алексея Тропинина в «Тропининых» и др.

По количеству созданных в кино ролей Н.К.Крупской Мария Пастухова явно держит первенство: «Пролог», «Лично известен», «Рассказы о Ленине», «Шли солдаты», «Чрезвычайное поручение», «Штрихи к портрету Ленина». В каждой картине актриса сумела убедительно и правдиво сыграть умную, деятельную, храбрую женщину.

О высоком профессионализме актрисы говорит ее работа в картине «Сердце бьется вновь». Фильм о преданности своему делу, о мастерстве хирургов-кардиологов и о таких качествах человеческой души, как честь и ответственность за другого человека. Она сыграла дежурную медсестру, фамилии ее нет в титрах, это совсем крохотная роль, и тем не менее, она очень запоминается. Перед нами истинная сестра милосердия — душевная, заботливая, внимательная, спокойная.

Награды и премии Марии Пастуховой: за роль Паши Сумской в спектакле «Степь широкая» получила в 1950 г. Сталинскую премию второй степени. В 1990 г. Леонид Хейфец поставил спектакль «Боже, храни короля!», в котором она сыграла Шарлотту Эрдсли. За эту роль актриса была удостоена Премии мэрии Москвы. В этом же году Пастухову наградили Орденом «Знак Почета».

С первым мужем Николаем Крючковым Мария (или Марина, как ее называли близкие) познакомилась на съемках «Трактористов». Имя Крючкова к тому времени гремело на всю страну, а юная артистка играла в эпизоде и была студенткой. К концу фильма Крючков и Пастухова поженились.

Поначалу все складывалась хорошо, родился сын Борис. Но популярность Николая Крючкова сыграла с ним злую шутку: его обожала вся страна, атаковали поклонницы и поклонники, и все старались заполучить своего любимца в гости, в компании, а отказ воспринимался как неуважение. Муж мог не появиться дома в течение нескольких дней, мать и жена обзванивали коллег, знакомых, больницы. Семейная жизнь дала трещину, и Мария подала на развод, забрав ребенка. Она крайне тяжело пережила расставание с любимым человеком.

Через несколько лет она вышла замуж за Войтехова Бориса Ильича, писателя, драматурга, журналиста.

5 октября 2003 года Мария Фоминична Пастухова скончалась в возрасте 85-ти лет, похоронена в Москве на Химкинском кладбище.

Источник

Оцените статью