«Ревновал не только к партнерам на сцене, но и к зрителям в зале». Яркая и трагичная судьба советской актрисы Вии Артмане

В жизни обычного человека мало когда выпадает шанс почувствовать себя героем какой-то захватывающей истории. А вот Вия Артмане с детства в такой истории жила. Ее биография вполне могла послужить источником вдохновения для замечательной исторической кинокартины.

Зная о том, кем были ее отец и мать, вдохновившись их историей любви, она просто не могла не стать актрисой. Советский зритель ее обожал. Она действительно была ужасно талантливой, потому и современному ценителю кино будет интересна ее захватывающая судьба.

Жизнь, ставшая легендой

Вия Артмане родилась в 1929 году в латышской деревушке в зажиточной крестьянской семье. Ее мать была бедной батрачкой, а отец сыном богача. Любовь, вспыхнувшая между ними, напоминала красивую сказку. Он был робким и долго ухаживал, она не желала идти за него замуж, поскольку понимала, каких проблем это будет стоить.

Его родители действительно плохо приняли невестку. Он имели древние немецкие корни, обладали огромным богатством, и «такая» была им совсем не нужна. Пришлось смириться, ведь сына они любили безумно, а это был его выбор, поэтому молодой невестке позволили жить в общем доме.

Анна, так звали мать Вии была красивая и умная, но это никак не могло компенсировать отсутствие у нее денег. Поэтому, когда ее муж умер, а произошло это в результате несчастного случая еще до рождения дочери, в семье свекра и свекрови стало жить совсем не сладко.

И все же уходить ей было некуда, потому пришлось ко всему привыкать. Да и это все равно было лучше, чем идти батрачить.

Правда, к жизни батрака все же пришлось вернуться. Когда Вие было десять лет, был подписан знаменитый пакт «Молотова-Риббентропа» , Латвия перешла под юрисдикцию Советского Союза, всем немцам было предложено покинуть страну и переехать в Германию.

Говорят, что тогда уехало не менее четырех десятков немцев, в том числе и родные бабушка и дедушка Вии. Больше она никогда их не видела.

Мать с дочерью фактически остались на улице, да еще и с неблагонадежной биографией, мало того, что родственники мужа оказались кулаками, так еще и немцами. Только чудо спасло их маленькую семью от гибели в каком-то лагере.

Матери удалось перебраться в Ригу, где пятнадцатилетняя Вия, пережившая войну, но не утратившая свойственного молодости оптимизма, наконец-то пошла в хорошую школу и обрела мечту. Она захотела стать актрисой. Мать была против.

В то время в сельской местности, малообразованные люди к актрисам все еще относились не очень хорошо, продолжая считать второсортными людьми, а профессию не слишком достойной.

К тому же, куда лучше было бы, если бы дочь поступила учиться на юриста. На волне репрессий считалось, что юридическое образование поможет спастись.

Но юристом Вия себя не видела, она упорно работала, чтобы стать актрисой. Позже говорила, что актера делают три вещи – ум, эмоции и воля. Воли ей было не занимать, как и многим актерам.

При этом в ней еще весьма удачно сочетались эмоции и ум. Слишком рационально мыслящие актеры, как правило, играют сухо и зрителю не нравятся, чересчур эмоциональные плохо заканчивают. Она была той, в ком всего было в меру, что не могло не радовать.

Играть начина в театре с самых простых ролей, но вскоре ее заметили и стали приглашать сыграть кого-то более значительного. Правда, радости это не принесло. В театре была большая конкуренция, приходилось выживать, боролись за роли и внимание режиссеров даже с лучшими подругами.

Новенькой, да еще и не имеющей какого-то покровителя за спиной, Вие приходилось непросто. Но, возможно, история жизни и любви матери, вдохновляла ее, показывая, что даже из непростых ситуаций можно найти выход.

Потому Вия не сдалась и все же стала актрисой, причем, в середине 1960-х даже весьма популярной, и это при том, что когда пришла в театр, была такой застенчивой, что даже вставал вопрос об ее исключении из-за профнепригодности. Позже, в одном из интервью, она признавалась, что от застенчивости так и не избавилась, даже мечтала о том, чтобы спектакль сорвался, настолько боялась выхода на сцену.

«Он не был сторонником брачных уз, но ее стянул ими так, что появлялись раны»

Но от карьеры все же не отказалась, обогнав даже более успешных конкуренток. Надо признать, справляться ей было нелегко. Чтобы избежать нервных срывов, частенько случавшихся с актерами, она увлеклась домашними делами. Ничто не успокаивало ее сильнее, чем уборка в доме.

Она превратилась в такую чистюлю, что даже иногда перебарщивала. Говорили, что в ее доме есть можно было с пола, настолько все было вымыто и вычищено. При этом, когда у нее интересовались, как она успевает совмещать работу и домашний быт, Вия всегда говорила, что этому ее научила мама. Нужно просто убираться ежедневно понемногу, тогда никаких генеральных уборок не понадобиться делать.

Правда, в отличие от уборки, на отношения с семьей, она времени не находила. Повзрослевший сын часто вспоминал о том, как ему не хватало мамы. В детстве он не мог уснуть, пока мама не брала его за руку. Ни бабушка, ни няня не могли заменить ему ее. А она пропадала на гастролях, снималась, выступала, в кинотеатре он ее видел чаще, чем дома.

Муж к ее отлучкам тоже плохо относился. Хоть он и сам был актером, но к себе относился более снисходительно, чем к жене. Артур Димитерс был старше Вии. Впервые она увидела его на спектакле в театре, еще, когда сама была школьницей.

К моменту официально знакомства он был женат и имел ребенка. Женой его, кстати, была девушка из аристократической семьи, обладавшей и связями и богатством. Как не особо благонадежный, он, можно сказать, был спасен этим браком.

Но все же ради Вии он всем пожертвовал и из роскошной квартиры, где жил вместе с женой, переехал к ней в коммуналку, чтобы жить с тещей. Не каждый на такое решиться. Переехать смог, но как оказалось, идеальным мужем совсем не был, возможно, по этой причине первая жена так легко его отдала, без скандалов и сцен ревности.

Такие сцены были как раз по части Артура. Сам он никогда не планировал хранить верность, а вот от жены требовал, чтобы она даже не смотрела в сторону других мужчин. Ревновал при этом не только к партнерам по сцене, но и к зрителям, которые пришли в театр, чтобы насладиться ее актерским мастерством.

Поводов для ревности она старалась не давать, но один все же нашелся. В 1963 году в прокат вышла картина «Родная кровь». В ней Вия сыграла вместе с Евгением Матвеевым. По сюжету она была вдовой с тремя детьми, а он героем-фронтовиком, который в нее влюбился и не побоялся остаться рядом.

После войны многие женщины остались в одиночестве, женихов не было, а если и были, то женились на свободных девчонках, женщинам с ребенком было нереально встретить такого мужчину. Потому картина стала невероятно популярной.

В один миг Вия и Матвеев стали главной парочкой Союза, все восхищались ими и утверждали, что они слишком друг другу подходят, чтобы не быть реальной парочкой.

У Артмане с Матвеевым была игра «на грани», но — не более того, по крайней мере, у Евгения. И Вия, в семье которой давно закончилась «кра­сивая сказка о любви», похоже, об этом немножко жалела…

Но любви между ними так и не случилось, но не по вине Вии, она-то может, и не была бы против, но Женя был примерным семьянином, и им удалось пройти по грани чувств, не впадая в крайности. Тому, что возникшая симпатия так и не стала любовью, виной было еще и расстояние. Они жили в разных городах и снимались в разных фильмах.

У романа не было ни шанса. Но Матвеев, когда слышал, как ему в очередной раз сватают Вию, да еще и приписывают отцовство (Вия родила дочь), лишь загадочно улыбался. Ему такой роман, хоть его в действительности и не было, был только на руку, поскольку подогревал интерес публики к его личности.

Вие же подобное было ни к чему, потому она все отрицала, когда ее спрашивали. Вот только, если журналистов и поклонников она хоть как-то могла убедить или в крайнем случае проигнорировать, то с мужем такой фокус не работал. Артур устраивал ей немало скандалов по этому поводу, он был уверен в том, что жена ему врет.

Позже, когда его уже не стало, почву для слухов давал его сын. В интервью, мужчина, несомненно, обиженный на пренебрежение матери в детстве, частенько выражал неуверенность в том, что с сестрой они родные и по отцу. У Каспара было непростое детство и боевая юность.

Он рано начал буянить, сбегал из дома, связался с плохой компанией, стоял на учете в милиции, как и его отец, пристрастился к алкоголю. Парню было непросто. Его сестра в этом отношении оказалась куда более везучей. Именно под ее крылом Вия доживала свои последние дни.

Правда, актерская карьера и нервные срывы, которые она регулярно получала, не прошли для нее даром. За славу и успех ей пришлось заплатить собственным разумом. Скончалась она в психиатрической клинике в 2008 году, так и не дожив до своих восьмидесяти лет.

Оцените статью
«Ревновал не только к партнерам на сцене, но и к зрителям в зале». Яркая и трагичная судьба советской актрисы Вии Артмане
Деньги в юбке