«Муж и сестра предали меня»

Муж валялся у неё в ногах и повторял раз за разом: «Верочка, прости! Только тебя одну люблю!». Но она молча собирала вещи. Как простить? Как пережить это? Она знала, что сестра ждала ребёнка. Знала, и кто виновник.

«Муж и сестра предали меня», — говорила Вера Комиссаржевская. Эта глава её жизни получалась слишком мучительной.

Он был красавцем, каких поискать. Оперный певец, а потом профессор Московской консерватории, Фёдор Петрович Комиссаржевский всегда был окружен толпой восторженных поклонниц. А свою любовь он тайно украл: влюбившись в дочь генерала Шульгина, увёз ее из отчего дома.

В ту пору Фёдор Петрович был всего лишь начинающим артистом, и прекрасно понимал, что девушку за него не отдадут… После побега и венчания без родительского благословения, Шульгины вычеркнули непокорную дочь из своей жизни. Однако брак – до поры до времени – оказался счастливым, и в нём родились три дочери: Вера, Надежда и Ольга.

Верочка, появившаяся на свет в Петербурге в 1864-м году, стала отцовской любимицей. Федор Петрович баловал и наряжал ее, водил на спектакли в Мариинку и с удовольствием рассказал про закулисную жизнь. Среди декораций и вороха ярких костюмов, Вера растерянно слушала отца. Каким интересным и необычным был этот мир! Но… не для неё.

Она училась, правда, без особого прилежания. А ещё учителя отмечали её непростой характер – Вера могла вспылить, проявить неповиновение… Другая сестра, Надя Комиссаржевская, наоборот вела себя идеально: тихая, спокойная, с мягкой улыбкой.

Их жизнь разделилась на «до» и «после», когда отец признался, что встретил женщину своей мечты. Тринадцатилетняя Вера не могла поверить: как он мог? Она ведь боготворила его! Что будет с матерью? С ними со всеми? Увы, ситуация вырисовывалась самая неприглядная. Фёдор Петрович ушел, а финансовых резервов у Комиссаржевских не было.

— Ваш отец, — тяжело вздыхая, говорила Мария Николаевна Комиссаржевская, — человек больших чувств. Ему нужно влюбляться, чтобы жить… Он не может иначе.

Этого Вера понять не могла. Она упивалась своим горем, громко плакала и топала ногами. Надя и Оля вели себя намного спокойнее, стараясь поддержать разом постаревшую мать. Теперь им нужно было сокращать расходы, отказаться от некоторых привычек. Экономия стала обычным делом.

— Это можно поправить, — рассуждала мать, — если вы хорошо выйдете замуж.

Небеса услышали её. Старшая и самая красивая из сестёр, Вера, рано начала получать предложения руки и сердца. Пока она училась, от этого отмахивались. Но в восемнадцать лет пора было выходить в свет. Удачная партия Веры гарантировала успех и для других сестёр. Поэтому, когда за девушкой стал ухаживать граф Владимир Муравьёв, его приняли в доме благосклонно.

Чем-то он напоминал Вере её влюбчивого отца – такой же красивый, рослый, с мягким вкрадчивым голосом. Владимир бросил Пажеский корпус ради учёбы в Петербургской академии художеств, и о нем говорили в столице, как о подающем надежды художнике. Был же талантливый живописец граф Толстой! Почему бы не прославиться на этом поприще и графу Муравьеву?

У неё сердце замирало от счастья: первая большая любовь! Семья с облегчением вздыхала. Всё сошлось: и титул, и возможности, и симпатия. Не придётся неволить девочку, отдавая замуж за нелюбимого. В 1883 году сыграли свадьбу. А Надя в то же самое время решила попробовать себя в качестве актрисы, и обратилась за помощью к отцу.

Вера словно светилась изнутри. Она гордилась своим талантливым мужем, и всякому, кто встречался ей, рассказывала о его картинах, о его блестящем будущем…

Хлопоча по дому, расставляя в комнатах фарфоровые безделушки, аккуратно поправляя диванные подушки, она не замечала, как мрачнеет взгляд графа Муравьева. Да, он женился на красивой яркой девушке. Но она быстро стала раздражать его. Всё в ней было каким-то избыточным для него… Слишком много пламени, слишком много её самой!

К тому же, скоро обнаружилось, что в жизни графа есть место весёлым пирушкам, которые могли заканчиваться под утро. Жена сердилась, Муравьёв раздражался ещё больше.

В светском обществе муж и жена обычно поддерживали ровные отношения, стараясь не навязывать друг другу свою точку зрения. Было обычным, если у мужа имелись свои интересы, а у супруги – свои. Вера же хотела стать частью жизни Муравьева. И он бежал от её внимания.

А она плакала и не понимала. Просила Надю приехать и поддержать её, выслушать. Иногда Надя выступала в роли посредника между разгневанными мужем и женой… В какой-то момент её симпатия оказалась на стороне графа Муравьёва — Вера, всё же, слишком бурно проявляла свои эмоции… А потом понеслось, как снежный ком.

Вера узнала правду про графа и свою сестру на третий год брака. Случайно приехала от модистки раньше, чем запланировала. Была на редкость некрасивая сцена, с завываниями Муравьёва у её ног. А потом вскрылась ещё одна истина: у Нади будет ребёнок.

Пошатываясь, Вера начала собирать вещи. Мольбы мужа остаться и не разрушать их семейную жизнь холодно проигнорировала. Да и как потом смотреть друг другу в глаза? И Надино положение следовало учитывать — ведь ребёнок ни в чём не виноват. Неужели ему суждено стать незаконнорожденным?

Вера взяла всю вину на себя, чтобы развод случился быстро. Получалось, будто бы не Муравьёв стал причиной их расставания, а его жена. Это и позволило графу в скором времени повести к алтарю вторую из сестёр Комиссаржевских.

Почти месяц Вера провела в психиатрической клинике. Она не могла самостоятельно справиться с болью. «Муж и сестра предали меня», — повторяла она. Всё шло по кругу: сначала отец, теперь супруг.

Из депрессии Веру вытянули мать и Ольга, младшая сестра. Они не отпускали её от себя ни на минуту, боялись, что наложит на себя руки. Почти два года Вера едва дышала. А затем случайно познакомилась с театралом Сергеем Ильичом Зилоти.

Считается, что именно он позволил ей поверить в себя и начать жизнь заново. Вера стала петь, брала уроки актёрского мастерства, а с помощью отца вступила в Общество любителей искусства и литературы. Общество ставило спектакли, и 13 декабря 1890 года Вера впервые вышла на сцену.

Еще одно счастливое стечение обстоятельств: её заметил Станиславский! Так началось восхождение актрисы Веры Комиссаржевской на театральный Олимп.

Она считается великой актрисой, человеком редкостного дарования. Она сыграла множество ролей и даже создала собственный Драматический театр. Вера Комиссаржевская и умерла на гастролях — в Ташкенте, от оспы, в феврале 1910 года.

А Надя? Ее брак графом Муравьёвым просуществовал недолго и тоже завершился разводом в 1890-м году. Надя второй раз вышла замуж, тоже стала актрисой и даже успела мелькнуть в двух фильмах: «Ася» и «Иудушка Головлев». Картины были чёрно-белыми и сохранились до нас в очень плохом качестве.

Что касается графа Муравьева, то он не уехал в эмиграцию, и после революции работал художником в драматическом театре Ростова-на-Дону. Знавшие его люди уверяли, что он много пил. По всей видимости, это и стало причиной его ухода в 1940-м году.

Оцените статью
«Муж и сестра предали меня»
Кукушка в его семейном гнезде