Как сложилась судьба замечательного советского актёра Константина Григорьева, карьера которого оборвалась в зените славы

Как говорится – талантливый человек талантлив во всём, вот и Константин Григорьев был не только талантливейшим актёром и одарённым поэтом, он прекрасно пел, писал картины маслом, сценарии и рассказы, ставил пьесы, вырезал по дереву, увлечённо вязал спицами и даже делал оригинальные ювелирные украшения из серебра.

Он мог бы сыграть ещё много замечательных, ярких ролей, радуя поклонников талантливой игрой, но несчастный случай оборвал его карьеру на пике славы и не позволил продолжать профессиональную деятельность – после полученных травм Константин чудом выжил, 2 недели провёл в коме, перенёс 8 операций, но так и не смог восстановиться до конца..

Родился и вырос будущий актёр в Ленинграде, воспитывался бабушкой и дедушкой – его мать в начале войны забрала старшую дочку и уехала в эвакуацию на Дальний Восток, оставив 5-летнего сына со своими родителями в блокадном городе. Костя пережил голодное детство и все ужасы блокады, вырос, но мать так и не смог простить, и больше ни разу с ней не виделся.

Может быть поэтому, из-за давней детской обиды, не сложилась впоследствии и его личная жизнь – Григорьев легко сходился с женщинами, заводил детей, но оставлял их, не поддерживая впоследствии практически никаких отношений.

Он с детства мечтал об актёрстве, в школе организовал и сам вёл драмкружок, участвуя во всех постановках, а после получения аттестата не смог поступить в театральный институт. Константин стал заниматься в студии Выборгского Дворца культуры, а по вечерам играл в спектаклях народного театра «На Выборгской стороне».

Природа щедро наделила Григорьева мощной мужской харизмой, артистизмом и пластикой, его яркий драматический темперамент не мог остаться незамеченным профессионалами, и в итоге парня приняли в Школу-студию при Театре им. Ленсовета, а после получения диплома – в труппу театра им. Комиссаржевской.

*

В 1964 году он дебютировал в кино, первые роли были небольшими или эпизодическими, а уже через 5 лет Константин получил свою первую главную роль в военном фильме «Сыновья уходят в бой».

Потом были замечательные работы в фильмах «Хождение по мукам», «Раба любви», «Трактир на Пятницкой», «Транссибирский экспресс», «Сибириада», «Антарктическая повесть», «Ищи ветра», «Чёрный треугольник», «Остров сокровищ», «Зелёный фургон», «Хозяйка детского дома», и другие.

Зрители полюбили Григорьева, с нетерпением ждали выхода новых фильмов с его участием, заваливали киностудии письмами, адресованными актёру, благодарили за талант, высочайшее мастерство перевоплощения, искренность и убедительность игры.

«Сущность его артистической натуры составляет острая, подвижная характерность. Григорьев очень тонко чувствует пластику характера и любому сюжетному ходу, любому режиссёрскому предложению находит мгновенное внутреннее оправдание и точные психологические повороты.

Это настоящий актёр русской театральной школы переживания… Это актёр, о котором всегда мечтают режиссёры и я, в частности» — писал о нём Никита Михалков.

*

Однако многие коллеги отмечали непростой, резкий и прямолинейный характер актёра, он никогда ни перед кем не заискивал, не строил интриг, рубил правду-матку в глаза, за что не раз поплатился. В 1972 году его уволили из театра Комиссаржевской за грубые высказывания в адрес руководителя Рубена Агамирзяна.

Константин уехал в Москву, где сразу был принят в тетра им. Пушкина и даже получил комнату в коммуналке неподалёку. На этой сцене он служил до 1981 года, а потом Олег Ефремов переманил перспективного актёра к себе в МХАТ. Никто тогда и представить себе не мог, что уже совсем скоро блестящей карьере Григорьева придёт конец..

Февраль стал знаковым и роковым месяцем в жизни актёра – 18 февраля 1937 года он родился; 17 февраля 1984 года был жестоко избит в ресторане Дома актёра и больше не смог продолжать актёрскую деятельность; 26 февраля 2007 года ушёл из жизни от онкологического заболевания.

Есть примета, что день рождения заранее отмечать нельзя, но Константин не был суеверным человеком и в тот злополучный день, 17 февраля 1984 года, с другом и коллегой Борисом Борисовым решил выпить за своё здоровье в закрытом ресторане Дома актёра на Пушкинской площади.

*

Что там случилось, с кем повздорил актёр, кому что сказал в своей привычной манере не сдерживаться, и от кого в итоге получил по голове – неизвестно до сих пор. Слухи ходили разные, говорили, что виновники избиения Григорьева имели влиятельных покровителей, и поэтому дело закрыли в кратчайшие сроки, сославшись на отсутствие свидетелей и беспамятство самого пострадавшего.

А он 2 недели провёл в коме и на самом деле частично потерял память, а кроме того и речь – актёру проломили череп, выбили зубы, сломали рёбра. Потребовалось несколько операций и долгая, трудная реабилитация, но до конца восстановиться Константин так и не смог – пострадал мозг, и как результат возникла афазия, нарушение координации, провалы в памяти.

Работать Григорьев не мог, но Олег Ефремов ещё несколько лет держал его в штате театра, выплачивая зарплату и иногда задействуя в массовках. Единственная полноценная роль, доступная в те годы актёру, нашлась в спектакле «МуМу» — он сыграл немого Герасима.

*

В 1989 году Константин, испытывая острую нехватку денег на еду и лечение, получая зарплату в театре, пожаловался, что она маленькая. На что бухгалтер тут же среагировала: «Больше работать надо». После этого Григорьев написал заявление об уходе и в театре больше не появился, впоследствии был уволен по инвалидности.

На экране он появился ещё раз в 1991 году, режиссёр Александр Соловьёв пригласил его на роль пациента психбольницы в криминальный фильм «По Таганке ходят танки». Григорьев так великолепно вошёл в образ, что многие подумали, что он и в самом деле «не в себе». Мастерство перевоплощения сыграло в этот раз с актёром злую шутку — больше предложений от режиссёров он не получал.

«В узком кругу, среди друзей, Костя был невероятно трогательным, душевным. Но, должен признать, что трагедия, произошедшая в Доме актёра… Понимаете, Костя шёл к ней. Как у Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой». Эти строчки очень хорошо характеризуют Григорьева.

Он бывал и агрессивным, особенно под градусом, мог резануть правду-матку в глаза. Думаю, во многом Костя не успел раскрыть свой талант, потому что некоторые режиссёры просто боялись с ним работать из-за сложного характера…» — рассказывал Александр Павловский, снявший Константина в «Зелёном фургоне».

Оказавшись без работы и денег, Константин остался практически в полном одиночестве – третья жена ушла, забрав сына Егора, любимая бабушка давно умерла, с матерью он не общался, у друзей и коллег была своя жизнь, на несчастного инвалида не находилось времени.

Единственные родные люди, кто помогал Григорьеву и не оставил его до конца жизни, сестра и племянница, ухаживали за ним во время тяжёлой болезни, а попутно пытались отвадить от актёра всяких нечестных женщин, крутившихся вокруг и пользующихся его доверчивостью.

Константин был женат несколько раз, заводил множество романов, имел от разных браков троих детей, двоих сыновей Андрея и Егора, и дочь Екатерину, которая погибла в 1995 году, выпав из окна. С сыновьями у актёра всегда были сложные отношения, несмотря на это именно им он рассказал о случившемся инциденте в Доме актёра, вот что заявил в интервью после похорон отца младший Егор:

«Эти сволочи – известные люди. Незадолго до смерти отец назвал мне их имена, но просил не открывать эту тайну. Поэтому скажу лишь, что среди них был популярный актёр по имени Николай. Я обещаю, что отомщу врагам бати… »

Заслуженный артист РСФСР Константин Григорьев был похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с бабушкой и мамой. На его скромной могиле нет даже памятника, только небольшая плита с фотографией актёра и изображением парусника в море — «А он, мятежный, просит бури..»

Оцените статью
Как сложилась судьба замечательного советского актёра Константина Григорьева, карьера которого оборвалась в зените славы
Как жил и выглядел в старости богатырь советского кино Валерий Козинец, который предпочел славе жизнь в хлипком и старом деревенском доме