«Голубая леди»

Моника Пон привыкла улыбаться. Работа в прачечной дяди, где она принимала заказы, требовала умения обращаться с клиентами. «Каждый должен остаться доволен» — таков девиз сферы услуг. Приветствие, пара вопросов — к постоянным посетителям, и, конечно, улыбка. Оттого-то она была очень удивлена, когда один из заказчиков захотел увидеть ее серьезной.

Не просто увидеть — написать. Так появилась на свет картина русского художника, которую ныне сравнивают со знаменитой «Джокондой».

О художнике Владимире Третчикове в России знают не так много, а, между тем, его удивительная история началась именно здесь. Он был младшим из восьми детей в зажиточной семье, жившей в Петропавловске. Однако революция лишила Третчиковых состояния, и, в конце концов, в 1924 году, они предпочли перебраться в Харбин, где уже обосновались многие, бежавшие из страны.

До 16 лет Третчиков учился в школе, попутно развивая свой талант к рисованию. Его умения были оценены высоко: он смог устроиться помощником декоратора в оперный театр. А затем, подвернулся и большой заказ: правление Китайско-Восточной железной дороги искало художника, который написал бы портреты Владимира Ленина и Сунь Ятсена, основателя партии «Гоминьдан». Изображение двух политических деятелей принесло Третчикову средства на переезд из Харбина в Шанхай.

В новом городе художник устроился в рекламно-издательскую компанию. Помимо успехов в работе, удача улыбнулась ему и в личной жизни: он женился на Натали Тельпреговой, тоже некогда вывезенной родителями из России. Казалось, все обстояло благополучно: вместе они перебрались в Сингапур, где Владимир Третчиков начал сотрудничать с британской газетой, что приносило неплохой доход, жена подарила ему дочь Мими…

Жизнь рухнула внезапно: в декабре 1941 года японцы высадились на Малайском полуострове. Третчиков успел отправить семью в эвакуацию и выехал следом. Однако корабль, на котором он находился, был потоплен.

Художник оказался в числе 42 спасшихся, но испытания не были окончены. Его ждал плен на Яве, оккупированной японской армией.

Лишь в 1946 году через «Красный Крест» он сумел отыскать жену и дочь, которые жили в Кейптауне. Туда он и направился.

Отыне Южная Африка стала для Третчикова домом. Именно там — в Кейптауне и Йоханнесбурге — в 1948 году состоялись две его выставки, которые позволили продать 25 полотен за внушительную по тем временам сумму в 5 300 фунтов стерлингов. Тогда к художнику пришла первая слава.

Однако настоящую популярность Владимир Третчиков приобрел в 1950-х годах, когда написанный им портрет китаянки вместе с другими картинами отправился в американское турне. Если модель — Моника Пон, работавшая в прачечной Кейптауна и позировавшая почти бесплатно, не стала ни богатой, ни знаменитой, то художник получил и признание, и немалый доход. На средства, которые принесла ему «Китайская девушка» (известная также как «Зеленая» или «Голубая леди»), особенно полюбившаяся американцам и британцам, он построил дом в престижном пригороде.

В 1970-х годах Владимир Третчиков «вышел на пенсию»: он продолжал писать картины, но перестал их продавать, а также отказался от выставок. Занимался садоводством, играл в бридж и помогал воспитывать четырех своих внуков. Не стало художника, признанного одним из самых известных живописцев Южной Африки, в 2006 году.

Оцените статью