Побег из золотой клетки

Герцог уходил рано утром и запирал за собой дверь. После этого Жанна вскакивала и дергала за ручку: вдруг ее позабыли закрыть? Но господин не забывал. И улыбался, стоя с другой стороны двери. Эту яркую птичку он скрыл у себя и не собирался выпускать. У золотой клетки имелись очень надежные прутья!

Тринадцатилетняя девочка присела в низком реверансе, и придворные зашептались: «Какая хорошенькая!». Действительно, внучка знаменитой герцогини де Шеврез (той самой, что помогала королеве Анне Австрийской в «Трех мушкетерах») показала себя с самой лучшей стороны. Ее звали Жанной Батистой де Люин, и весной 1683 года ее представили королю Людовику XIV.

Она млела среди великолепия королевского Двора. А родные уже присматривали ей мужа… Граф Огюст Жозеф Верруа показался семье вполне подходящей партией. Не успела Жанна как следует познакомиться с женихом, как 25 августа 1683 года ее повели под венец.

А потом новобрачной велели собираться в Турин. Дело в том, что муж Жанны оказался подданным герцога Савойского, и планировал обосноваться у себя на родине.

В карете ее мутило и пришлось постоянно делать остановки.

— Мадам в положении, — озабоченно произнесла горничная, обращаясь к графу Верруа. И тот недовольно хмурил брови. Из-за Жанны они ехали так медленно!

5 октября новобрачные прибыли в Турин, и юную графиню сразу представили герцогу Савойскому. Его замок Монкальери был очень красив, но Жанна тосковала по Франции. Она оставила там родных и друзей, беззаботную юность… Турин ассоциировался у нее с бесконечной тошнотой, от которой не было спасения.

Выяснилось, что в доме семьи Верруа всем заправляет властная свекровь. Едва Жанна переступила порог, как ей выдали целую гору претензий: она не так одета, ей надлежало сделать реверанс перед матерью мужа, и вообще она выглядит вялой и бледной!

— Она способна дать здоровое потомство? – резко спросила старшая графиня.

3 мая 1684 года на свет появилась девочка, Мария Анна. За это Жанну строго отчитали – нужны мальчики!

— Я постараюсь, мадам, — пролепетала Жанна.

Но в следующем году дворец Верруа огласили крики новорожденной… девочки. Только с третьей попытки Жанна стала матерью маленького сына. Ребенка назвали Джузеппе Витторио Амадео и в его честь устроили пышный праздник.

Жанна плохо переносила каждую беременность, поэтому большую часть времени проводила в своих покоях. Придворные праздники обходились без нее. А когда ей стало получше, и она присоединилась к свите герцогини Савойской, то встретила не самый радушный прием. На нее – маленькую француженку – смотрели сверху вниз. Герцогиня тоже была родом из Франции, но принадлежала к королевскому дому.

— Что можно ожидать от потомства мадам де Шеврез? – иронично восклицала она.

И Жанне приходилось опускать глаза. Конечно, ей доводилось слышать, что бабушка наделала много шуму в Европе. Но причем тут она? Задиристое поведение герцогини не понравилось ей. И Жанна понятия не имела, отчего эта женщина так не любит ее. Причина заключалась… в герцоге Савойском.

Все знали, что этот мужчина не пропускает интересное женское лицо. И Жанна, которая заметно расцвела за четыре года, привлекла его внимание.

«Заметив его расположение, — писал герцог де Сен-Симон, — она сказала об этом мужу и свекрови… Но они не придали ее словам никакого значения. Интерес герцога возрастал с каждым днем.

Юная графиня старалась уклониться от участия в придворных празднествах, но старуха вышла из себя и разбранила ее. Заявила, что она слишком много о себе думает, и у нее от гордости разыгралось воображение».

Граф Верруа в тот самый момент отправился на войну с турками. Чтобы избежать внимания герцога, Жанна уехала на воды в Бурбон-ле-Бен и оттуда написала своему отцу. Родитель приехал очень быстро и с тревогой выслушал дочь.

— И твой муж ничего не хочет сделать? – спрашивал он.

— Я думаю, что он подсчитывает выгоду от этого. – горько произнесла Жанна. – Ах, отец, у меня не остается другого выхода!

Жанна еще попыталась воззвать к здравому смыслу уже вернувшегося мужа, попыталась найти заступничество у свекрови, но все отмахивались от нее. Настойчивость герцога не уменьшалась, а только росла. И бедная графиня Верруа… сдалась.

Встречи были тайными, но затем Жанна узнала: у нее будет ребенок. В тот же миг она собрала вещи и переехала в монастырь, молясь о своей душе. Когда герцог Савойский выяснил, что произошло, он пришел в неописуемый восторг! Жанну сразу забрали из обители и поселили в крыле дворца.

Ее окружала роскошь, к ее услугам был десяток горничных и лакеев… Когда на свет появилась дочь, Виктория Франческа, герцог признал девочку. Ее именовали «принцессой Савойского дома»…

И что вы думаете? В графе Верруа взыграло чувство собственного достоинства! Он оскорбленно покинул Турин, забрав детей от Жанны, хотя каждый говорил у него за спиной: «Эту ситуацию, дружок, ты создал сам!».

Многие женщины завидовали Жанне, не зная, что ее жизнь не так уж идеальна. Она оказалась запертой в золотой клетке, причем в самом прямом смысле этого слова: по утрам, покидая ее покои, герцог запирал дверь на ключ.

Иногда он принимал в опочивальне Жанны своих министров, там же подписывал бумаги. Когда Жанна заболела оспой, то герцог Савойский не отходил от нее, и не отшатнулся, когда лицо некогда прекрасной молодой женщины навсегда изменилось…

Для графини выделили изрядное содержание. Детей – вскоре их стало трое – обеспечивали полностью. Но Жанна задыхалась в своей золотой клетке. Герцог становился все более ревнивым и никуда ее не отпускал… За каждым ее шагом следили, словно она попала в темницу, а не в замок.

Она решилась на побег и для этого завязала тайную переписку со своим родным братом. Помог ей в этом духовник, которого пускали в виде исключения. План был продуман в деталях: сначала Жанна, через доверенное лицо, постепенно переправила во Францию изрядную часть имевшегося у нее золота.

А потом, воспользовавшись кратковременным отъездом герцога Савойского, умчалась из Турина. Почему он не запер ее? Оказалось, что все-таки герцог иногда об этом забывал…

Но во Франции ее встретили прохладно. Семья сразу сказала: «Тебе лучше спрятаться от позора в монастыре». Родные считали, что репутация графини безнадежно испорчена, хотя ранее с удовольствием принимали от нее дорогие подарки. Бедной Жанне пришлось смириться.

Она понимала, что пути назад у нее все равно нет… Но принимать постриг Жанна не стала, она всего лишь поселилась в одной из бенедиктинских обителей.

Супруг требовал от нее покаяния, но Жанна не считала себя виноватой. В 1704 году граф скончался, и только после этого мадам де Верруа удалось покинуть монастырь и приобрести для себя виллу в Медоне. Поскольку Жанна была умна и приятна в общении, вскоре возле нее образовалось очень образованное общество.

Графиня Верруа собрала большую библиотеку и коллекцию живописи, которую потом унаследовали ее потомки. А в 1719 году к ней присоединилась дочь, сбежавшая из Савойи из-за карточных долгов мужа.

Та, что устроила побег из золотой клетки, умерла в Париже 18 ноября 1736 года. Виктор Амадей Савойский скончался за четыре года до этого. Говорили, что после Жанны он запирал в покоях еще не одну красавицу.

Оцените статью
Побег из золотой клетки
Её красота стала проклятием