Будущая актриса появилась на свет 15 августа 1945 года в семье столичных интеллигентов. Её отец Сергей Васильев был журналистом и поэтом, стихи которого активно публиковали и использовали в качестве текстов к песням.
Мать Олимпиада Макаренко воспитывалась в семье своего дяди — знаменитого советского педагога Антона Макаренко, который взял племянницу под опеку после эмиграции брата-белогвардейца.
Детство Кати прошло в окружении сестры и брата. Галина Васильева родилась в первом браке отца и была старше Кати на семь лет.
Именно она первой начала сниматься в кино — появилась в фильмах «Ссора в Лукашах», «До будущей весны» и «Мишка, Серёга и я», а впоследствии отдала предпочтение карьере журналиста и работала во французском издании журнала «Советская женщина». Когда Кате было восемь лет, на свет появился её брат Антон.
Он тоже вырос творческим человеком — как и отец, стал поэтом и публицистом, а также проявил себя в режиссуре и занимался экологическими проблемами.
Родители развелись, когда Катерине исполнилось двенадцать. Чтобы как-то помогать матери, девочка после школы подрабатывала почтальоном, а если выдавалось свободное время, бежала в театральный кружок.
На учёбу сил совсем не оставалось, так что пятёрками в дневнике она похвастать не могла. Зато всем вокруг был очевиден талант этой юной особы. Высокий рост и копна рыжих волос выделяли её на фоне других девчонок, мечтавших стать актрисами. Катя умело распоряжалась данными, которые ей достались от природы, и знала, как привлечь к себе внимание.
Под её обаяние подпала и приёмная комиссия ВГИКа. Девушку зачислили в мастерскую Владимира Белокурова, где она вскоре стала главной звездой, обойдя более миловидных однокурсниц.
Ещё студенткой Екатерина дебютировала в кино — сыграла учительницу физкультуры у первоклашек в фильме «Звонят, откройте дверь» и рабочую на стройке в киноповести «На завтрашней улице». Свою первую главную роль она исполнила в комедии «Адам и Хева», где сыграла дагестанскую девушку, которую выгнал из дома муж в исполнении Фрунзика Мкртчяна.
Настоящего расцвета карьера актрисы достигла в 70-е годы — зрители полюбили её атаманшу Соньку в «Бумбараше», командира летающей тарелки Зет в «Этой весёлой планете», мадам Анаис в «Соломенной шляпке», Эмилию в «Обыкновенном чуде».
Васильева зарекомендовала себя как неординарная характерная актриса, которой под силу воплотить любой образ. Даже в небольших ролях не запомнить её было просто невозможно.
Копилку её ярких работ пополнили директор института магии Шемаханская в новогодней сказке «Чародеи», женщина-сыщик Шелли Холмс в «Моём нежно любимом детективе», миллиардерша Клара Цаханассьян в «Визите дамы».
Успешно складывалась и театральная карьера актрисы. После института она несколько лет служила в Театре имени Ермоловой, затем перешла в «Современник», а в середине 70-х Олег Ефремов пригласил актрису в свой МХАТ.
Здесь она блистала спектаклях «Чайка», «Дядюшкин сон», «Любовь как тихий вечер» и была поистине незаменима. Тем внезапнее оказалось для Ефремова известие, что всеми любимая актриса завершает карьеру и уходит в монастырь.
Труппа готовилась к японским гастролям, когда Васильева зашла в кабинет к руководителю и положила на стол заявление об увольнении. Ефремов ответил решительным отказом, но Васильева была непреклонна.
Она действительно оборвала все связи и поступила послушницей в Толгский монастырь, а позже заняла должность казначея в столичном храме Софии Премудрости Божией.
Во многом на решение актрисы повлияли ошибки бурной молодости, которые лежали на её сердце тяжёлым грузом. Ещё в институте перед экспрессивной и необыкновенной Катей не смогли устоять сразу два однокурсника — Эдуард Володарский и Сергей Соловьёв.
Первым предложение руки и сердца сделал Володарский, но девушка ответила отказом. Будущий писатель тогда пошутил: «Что, теперь выйдешь за Соловьёва?», и Катя в шутку бросила: «Конечно!». Она и не думала, что вскоре Сергей заявится к ней обсуждать свадьбу. Васильева была ошарашена, но на этот раз не отказала.
Они поженились, однако семейной идиллии не получилось. Молодая жена с её взрывным характером для домашних дел была не приспособлена, предпочитала проводить время в шумных компаниях, а вскоре и вовсе закрутила роман на стороне.
Первую измену с писателем Александром Александровым Соловьёв супруге простил, но вскоре Васильева сама бросила мужа ради нового возлюбленного — драматурга Михаила Рощина.
*
Чтобы быть вместе с актрисой, писатель ушёл от жены, а вскоре Екатерина подарила ему сына Диму. Однако и к этому браку Васильева оказалась не готова. Неустроенный быт её тяготил, а усугубляло ситуацию пагубное пристрастие к крепким напиткам.
К тому же на этот раз сама Екатерина столкнулась с предательством — пока она пропадала на съёмках, муж закрутил роман с домработницей. Васильева подала на развод. Сын остался жить с отцом, который вскоре женился на своей новой пассии.
А вот Екатерина замуж больше не вышла, хотя недостатка в мужском внимании никогда не испытывала — ей приписывали романы с Константином Григорьевым и Геннадием Шпаликовым.
Три года в монастыре помогли актрисе избавиться от затяжного алкоголизма, и в 1996 году на радость поклонников она вновь вернулась на экраны. Правда к выбору ролей начала подходить особенно тщательно, всегда спрашивая благословения своего духовника.
Её первой киноработой после перерыва стала королева-мать Екатерина Медичи в сериалах «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Затем Олег Янковский пригласил актрису в свой фильм «Приходи на меня посмотреть».
С наступлением нового тысячелетия Васильева начала активно сниматься в сериалах, но, по её собственному признанию, делала это не ради творчества, а исключительно ради заработка. Актрисе необходимо было финансово поддерживать сына и многочисленных внуков.
*
Дмитрий Рощин поначалу пытался пойти по стопам матери — он с детства снимался с ней в кино, а впоследствии окончил ВГИК. Ещё в студенчестве у него завязался роман с актрисой Еленой Кориковой. Когда девушка сообщила возлюбленному, что ждёт от него сына, тот сразу сделал предложение.
Но в дело вмешалась мать Димы — она была категорически против раннего брака и приезжей невестки, в которой видела лишь охотницу за московской пропиской. После этого Дмитрий резко засомневался в своём отцовстве. Елена родила сына Арсения и воспитывала мальчика самостоятельно без малейшего участия его отца и бабушки.
Дмитрий Рощин вскоре осознал, что актёром быть не хочет, а его призвание — служить богу. Он стал послушником в монастыре, поначалу выполнял работу простого дворника, а потом получил сан протоиерея и должность настоятеля храма Святителя Николая на Трёх Горах.
Связать жизнь Дмитрий решил с дочерью скульптора Любовью Клыковой — и на этот раз знаменитая мать была только рада союзу двух воцерковлённых людей. Сегодня в семье подрастает уже восемь детей, а Екатерина Васильева очень гордится сыном-священником и его большой семьёй.
Последний на сегодняшний день фильм с участием актрисы вышел на экраны в 2020 году — Васильева сыграла бабушку главной героини в комедии «Гудбай, Америка!». Спустя год звезда экрана окончательно решила посвятить жизнь богу. Она приняла постриг в женском монастыре Зосимова пустынь и стала матушкой Василисой.