«Запретный плод всегда сладок»

Оттолкнув барина, девушка нахмурилась.

— Хоть вы и граф, — решительно произнесла она, — но я такого себе не позволю!

Разумовский опять разочарованно покидал этот дом. Маша отказала ему, и дала понять – больше она его и на порог не пустит. Он и сам не мог понять, как быстро эта хорошенькая юная мещанка крепко привязала к себе действительного камергера и одного из богатейших людей России.

А все потому, что очень справедливой оказалась старая поговорка: «Запретный плод – всегда сладок!»

Застенчивая и скромная, она ужасно краснела, когда муж приходил к ней. Варенька Шереметева была девушкой романтичной, нежной… Такие впечатлительные натуры часто плачут по пустякам, вот и ее доводила до слез всякая мелочь: то завяла красивая роза возле парадной лестницы.

То неловкая горничная опрокинула чашку кофе на ее белую накидку… С ее-то деньгами можно было уставить розами все залы огромного дома! Нашить тысячу накидок!

Варенька родилась в 1750-м году и с замужеством родители ее не торопили. Надо было дождаться «нужной» партии, потому что деньги непременно должны были пойти рука об руку с деньгами. Иные бесприданницы мчались под венец с первым, кто посватался.

А графине Шереметевой с миллионным приданым куда торопиться? Так что в возрасте 24 лет она получила предложение от графа Алексея Разумовского, и семья сразу радостно дала свое согласие.

Дело в том, что Алексей Кириллович Разумовский получил великолепное образование, слушал лекции в Страсбургском университете и был одним из самых утонченных людей своего времени.

«Начинен французской литературой, — писал мемуарист Филипп Вигель, — облечен в иностранные формы, почитал себя русским Монморанси, любезный при Дворе».

Положение Разумовских при императорских особах было прочным, так что отказывать Алексею Кирилловичу смысла не было. И вот в 1774 году дело сладилось. Варенька Шереметева была обвенчана с Разумовским и поселилась с ним под одной крышей.

В кратчайшие сроки понесла: спустя десять месяцев после свадьбы родился сын, Петр… А вот в 1777 близнецы – дочь Екатерина, прожившая всего три года, и мальчик, Кирилл. К большому огорчению родителей, ребенок страдал припадками.

Варенькино наследство и деньги Разумовских позволяли супругам жить широко, ни о чем не беспокоясь. Но… не слишком счастливо. Услужливость жены раздражала Алексея Кирилловича. Ему казалось, что это робкое создание всегда дрожит от страха при его появлении.

Другим разочарованием стал больной сын. У них-то, у Разумовских, никогда хворых в роду не было! Испортила им кровь шереметевская династия… Даже рождение двух здоровых дочерей не могло исправить ситуацию.

И он начал посматривать по сторонам. Сначала из чистого любопытства, затем с определенной целью. Жена, поняв, как переменился интерес супруга, часто и долго плакала. Не жизнь, а сплошное мученье!

— Аннушка была счастливей меня, — всхлипывала Варенька.

Аннушка Шереметева была красавицей-невестой, обожаемой в обществе, сестрой Вареньки. И умерла незадолго до собственной свадьбы…

Никто толком не знал, как граф Разумовский повстречал Марию Соболевскую. Одни называли ее крестьянкой, другие – мещанкой. Совершенно точно, что крепостной девушка не была.

А ее красота, ее улыбчивость и бойкая натура так понравились Алексею Кирилловичу, что он начал искать с нею встреч. Есть версия, что Маша была дочерью берейтора, служившего у Разумовских. В этом случае знакомство могло состояться без особого труда.

Но Маша, поняв, что Разумовский влюблен, твердо стояла на своем: не приблизит к себе графа ни на йоту. Никаких авансов. Он ведь женат и живет с супругой! Пусть она бедна, зато честна.

Запретный плод казался все слаще и слаще… А жена превращалась в источник одного лишь раздражения. Алексей Кириллович стал мрачнее тучи. Управляющий боялся входить к нему, особенно с плохими вестями.

В 1784 году Разумовские могли бы праздновать десятилетие своего брака, но вышло по-другому. Однажды Алексей Кириллович решился переговорить с женой. И приказал ей в самый короткий срок покинуть его дом.

Дескать, он не желает больше делить с супругой ложе, хотя официального развода и не требует. Однако лучше, если графиня куда-нибудь уедет. Куда, собственно? А ему это совершенно безразлично!

У нее дрожали руки и слезы сами капали из глаз. Убираться из собственного дома! Да, у нее были возможности жить благополучно, но сам факт… По счастью для Вареньки, за пять лет до этого вынужденного отъезда, она приобрела в Москве солидный земельный участок и немедленно занялась строительством.

Так возник просторный особняк с ротондой и тридцатью семью комнатами. В этом доме даже имелась домовая церковь, на что Варенька получила особое разрешение от митрополита!

А граф… зажил с Машей Соболевской в доме, который покинула его законная супруга. Невенчанная жена, мещанка, согласилась на неофициальный статус с условием – детей, которые у них могут появиться, Разумовский признает и узаконит.

Всем «выделит кусок». Он так и сделал. Отпрысков появилось десять, и для них граф выхлопотал дворянское звание и фамилию Перовские. Всех выучили, вывели в люди, многие дети Алексея Кирилловича обзавелись семьями и потомками.

Конечно, про запретный плод говорили очень много! Мне часто приходится читать, что Разумовского до того осуждали в обществе, что ради своей Марии ему пришлось выйти в отставку. Но это не так.

Два года спустя Разумовский стал сенатором, а ушел на покой только в 1795-м году, не согласившись с проектом закона, который принимала императрица Екатерина II.

Дети Вареньки воспитывались у отца, причем жена платила мужу по 40 тысяч рублей на воспитание этих детей. Настоял на этом Алексей Кириллович, посчитав, что ему и так дорого обходится содержать десяток внебрачных наследников.

И приданое для законных дочерей тоже выделяли из имущества Шереметевых, а не Разумовских. Варенька, бедная кроткая женщина, с годами стала плохо слышать. Мысли у нее путались, от переживаний поднималось давление…

Так что она попала почти в полную зависимость от своего лакея Сырова. Этот ловкий человек умудрился подсунуть Вареньке завещание, по которому все имущество отходило именно ему. И когда графини не стало, детям пришлось потрудиться, чтобы доказать: мать просто обманули!

Алексей Кириллович Разумовский был совершенно счастлив со своей Марией и умер в 1822 году. Не чувствуя себя уверенно без поддержки, мещанка почти сразу вышла замуж за генерала Петра Денисьева. И вот дальнейшие данные разнятся – кто-то утверждает, что «вдова» Разумовского скончалась на следующий же год, а другие – что это произошло в 1838-м.

И вот еще любопытно! Вы, конечно же, слышали про Софью Перовскую? Так вот она – прямой потомок графа Разумовского и его Марии.

Оцените статью