Эммануил Виторган: «Я предал жену и бросил дочь, но я бы и сейчас так поступил. Потому что чувствовал, что без Аллы я умру»

— Какой ужас! — Тамара Румянцева в ужасе смотрела на волосы пятилетней Ксюши. — Прядь стала седой!

Вечером девочка долго плакала — скучала по папе. Тамаре стало не по себе после её слов «Давай найдём папу, который не уйдёт!» и её предположений, что отец ушёл не от Тамары, а от дочки.

— Он не из-за тебя ушел, а из-за меня, решил, что я плохая девочка, — рыдала Ксения.

Румянцева успокаивала дочь, а у самой сердце рвалось на части: «За что нам с ней это?!» Обнявшись, девочка с мамой уснули тревожным сном, а наутро, расчёсывая Ксюше волосы, Тамара увидела серебряную прядку. Она набрала номер Эммануила Виторгана.

— Не приходи к нам пока, — попросила бывшая жена. — Ксюша на грани нервного срыва. Пусть немного успокоится и привыкнет, что отец никогда не вернётся.

В 1957 году 17-летний Эммануил поступил в Ленинградский театральный институт имени А. Островского. Тома училась на параллельном курсе, была старше на три года и привлекала взгляды однокурсников. Ладная, с соболиными бровями и белозубой улыбкой девушка прекрасно пела и танцевала.

— Мы вместе играли любовные сцены, подружились, общались, — вспоминал Виторган. — Ну а любовь на сцене дала ростки взаимного чувства, мы влюбились друг в друга.

Сыграли скромную свадьбу и в 1961 году по распределению уехали в Псковский драматический театр.

— Так хорошо мы жили! Молодость, начало актёрской карьеры, столько всего нового и интересного, — рассказывала Румянцева. — В 1963-м вернулись в Ленинград, поселились у моих родителей, хорошо относившихся к зятю. Служили в Театре на Литейном, а весной 1966 года родилась наша дочь Ксюша.

Актёр вёл себя как любящий папа — нянчился с девочкой, гулял, купал, играл. В 1967-м Виторган перешёл в Театр Ленинского комсомола. первое время всё было замечательно, но… роковая встреча разрушила счастливую семейную жизнь.

«Вы знаете, что у Вашего мужа роман?!»

Товстоногов ставил «Вестсайдскую историю». На главную роль Аниты он назначил Аллу Балтер, а главная мужская роль досталась Виторгану. Балтер была в разводе, с первым мужем-футболистом жизнь не сложилась.

Невольно она засматривалась на партнёра, а он и вовсе не сводил с неё глаз не только во время репетиции, но и в буфете, в коридорах… везде актриса ловила на себе его взгляд.

Настала зима. Как-то толпа актёров выбежала из театра на улицу и радовалась пушистому снегу, кидаясь снежками. Виторган обнял Балтер и повалил её в снег.

— А что если нам докатиться вот так до выхода из парка?

— А давай!

Они покатились, а в конце пути их губы встретились.

— Муж всегда звонил после репетиции: «Рыжик, еду домой!» — рассказывала Румянцева. — И вдруг ни звонков, ни ласковых прозвищ. Холодный стал, чужой. Я понять не могла, что происходит?! Почему я его больше не привлекаю?

А потом начались звонки: «Вы знаете, что у Вашего мужа роман?!» Но Тамаре до последнего не хотелось в это верить.

— Я просто не мог дышать рядом с Аллой, — объяснял Виторган. — Такой силы чувства я никогда не испытывал к женщине. Я предал жену и бросил дочь, но я бы и сейчас так поступил. Потому что чувствовал, что без Аллы я умру.

Наконец Эммануил объяснился с женой и собрал чемодан с вещами.

Сняла решительно пиджак наброшенный,
Казаться гордою хватило сил.
Ему сказала я всего хорошего,
А он прощения не попросил.

А Виторган позвонил в дверь коммуналки, где Балтер снимала комнату. Она открыла дверь.

— Говорят, у вас есть свободное место?

«Я папу не осуждаю, Бог ему судья!»

После того злополучного разговора Румянцевой и Виторгана с просьбой пока не приходить, Эммануил решил вообще не появляться в прежней семье. А в 1971 году Виторган с Балтер перебрались в Москву, поскольку о них судачили и осуждали. И про дочь Эммануил перестал вспоминать, ведь в 1972 году Алла родила сына Максима.

Изменилась жизнь и у Тамары, в 1975 году она получила приглашение в Русский театр драмы Карелии и уехала с дочкой. В 14 лет Ксения предприняла попытку наладить отношения с отцом, приехав на каникулы в Москву.

Она остановилась у родственников, а в доме отца Алла так холодно её приняла, что Ксюша решила больше не навязываться в гости.

Спустя годы Виторган признался на передаче «Судьба человека», что Балтер запрещала ему общаться с женой и дочерью.

Тоненькая нить общения всё равно поддерживалась — Ксения изредка звонила отцу, а когда выходила замуж в 1988 году, пригласила на свадьбу, и он приехал! Ксения окончила училище культуры в Петрозаводске и работала в музее на Валааме.

— В 2000 году Алла Балтер умерла от рака позвоночника в 60 лет, а папа женился на Ирине Млодик, она младше его на 23 года, — рассказывала Ксения. — Летом 2003 года я приехала в Москву со своими детьми, Александрой и Никитой.

Позвонила отцу, трубку взяла Ирина и, узнав, что мы отдыхаем в столице, пригласила в гости. Это был совершенно другой приём — добрый и семейный.

Казалось бы, отношения наладились, но лет через 10 всё рухнуло.

— Мы не общаемся, — рассказывала Ксения несколько лет назад. — Это решение отца. Была неприятная история, когда нас с моей дочерью Сашей пригласили в скандальную телепередачу на одном из федеральных телеканалов.

Сказали, что разговор пойдет о Валааме, говорить будем о туризме (до того, как переехать в Сортавалу, Ксения с семьей 30 лет жила на острове. — Ред.). Я эту программу не знала и согласилась приехать. И, как часто бывает на телевидении, когда мы уже были в Москве, все пошло по другому сценарию.

Нас использовали втёмную. Тема программы оказалась совершенно другой: мол, внучке Виторгана нужна московская квартира деда. С Сашей сняли сценку, как она заходит к риэлтору и спрашивает о ценах на жилье.

Она спросила, зачем это надо, ей ответили, мол, ты такая красивая, мы снимаем рекламу! Всё было так смонтировано, что получалось, будто мы приехали биться за квадратные метры в столице!

Виторган с женой тут же закрылись от общения, прислав смс и не попытавшись поговорить с Ксенией.

— Господи, какая чушь! Мы хорошо устроены, живём в прекрасном месте, — объясняла Ксения. — Как, каким образом мы вообще можем претендовать на какие-то отцовские метры?! Но отец выслушать меня не захотел, а о том, что в 79 лет он вновь стал отцом, я узнала из прессы. Я папу не осуждаю, Бог ему судья!

Возможно, позже актёр во всём разобрался, поскольку сейчас он утверждает, что у него налажены отношения со старшей дочерью.

Этель родилась в 2018 году, когда Млодик было 56 лет, а Клара — через год. Супруги прибегли к суррогатному материнству. Наверное, этих дочерей 84-летний Эммануил Виторган никогда не оставит. Хочется пожелать актёру долгих и здоровых лет жизни, чтобы хотя бы эти девочки как можно дальше чувствовали отцовскую поддержку.

Оцените статью
Эммануил Виторган: «Я предал жену и бросил дочь, но я бы и сейчас так поступил. Потому что чувствовал, что без Аллы я умру»
Из Домостроя — в любовь. Жена Николая Заболоцкого ушла к писателю Гроссману