Тёплая дружба связывала Олега Ефремова и Евгения Евстигнеева больше 30 лет. Вместе на сцене, вместе на съёмках и вне работы… Они были если не братьями, то точно — верными друзьями и единомышленниками. Но однажды между Ефремовым и Евстигнеевым пробежала чёрная кошка: они перестали общаться. Как оказалось — навсегда.
Знакомство Евгения Евстигнеева и Олега Ефремова состоялось в 1954 году. Тогда Ефремов преподавал в Школе-студии МХАТ, а Евстигнеев был студентом. Они быстро нашли друг в друге родственную душу и похожие взгляды на жизнь и творчество.
Оба стояли у истоков создания «Современника»: когда Ефремов открыл актёрскую студию (будущий театр), в штат вошёл и Евстигнеев. Он играл главные роли в самых популярных постановках и получил шанс раскрыть свой талант.
Евстигнеев был один из тех кто делал «Современник». Слава о нём быстро разнеслась по Москве, а люди выстраивались в очередь за билетами на спектакли актёра. Но Евстигнеев никогда не приписывал себе все заслуги. Он справедливо считал: успех театра — это и худрук, Ефремов.
Вместе с карьерой обоих развивалась и их дружба. Частенько на сцене Евстигнеев и Ефремов разыгрывали друг друга. На шутки не обижались, пусть и приходилось по ходу спектакля импровизировать и еле сдерживаться от хохота.
В 1970 году Ефремов покинул «Современник» и ушёл во МХАТ. Многие артисты последовали за ним. Переход Евстигнеева даже не обсуждался: такой тандем не мог распасться. Но, к удивлению Евстигнеева, во МХАТе Ефремов давал ему меньше главных ролей.
Евстигнеев нашёл отдушину в киносъёмках. Его часто звали на яркие роли в кино, только вот Олегу Ефремову это не нравилось. Он не одобрял, если актёры активно работали где-то кроме театра, хотя два друга нередко пересекались на съёмочной площадке.
Со временем Евстигнееву стало всё труднее мириться с отсутствием интересных ролей в театре. И однажды актёр осмелился попросить у Ефремова снять его с некоторых ролей, чтобы он мог больше сниматься в кино.
Ефремов уклонялся от ответа, а Евстигнеев продолжал жить между съёмочными площадками и театром. Его сердце уже не выдерживало нагрузок. И вот в очередной раз Евстигнеев сказал:
«Да я бы и слова не произнёс, если бы у меня были роли! Но хороших ролей нет, а спектаклей много. Возраст у меня не тот, не справляюсь» — актёр честно и по душам поговорил с другом, но получил от Ефремова неожиданный ответ.
Худрук в ответ выдал:
«Если ты не можешь, не тянешь работу, уходи на пенсию!»
Евстигнеев даже не поверил, что Ефремов говорит серьёзно. Но потом убедился: его друг не шутит. Из МХАТа он уходил, потеряв и работу, и приятеля, с которым они прошли путь от неизвестности к славе.
В то время опорой Евстигнеева стал фильм «Собачье сердце», в работу над которым он ушёл с головой. Ефремов пытался вернуть друга. Но почему-то не напрямую, а через общих друзей.
Евстигнееву оставалось жить недолго, и извинений со стороны Ефремова он так и не дождался…