Валентина Толкунова. “Я должна первой встретить дочку в палате”,- сказала мама, но тут зазвонил телефон…

Неповторимый тембр, теплота исполнения, удивительная лиричность сделали ее родной, близкой для каждого зрителя. Казалось, что Толкуновой чужды любовные метания, личные неудачи, а ее жизнь сложилась счастливо, и теперь остается лишь оберегать это счастье. Боль развести руками да слушать, как носики-курносики сопят.

На деле благополучие было лишь маской, за которой скрывались боль, пустота, разочарование в мужчинах и трагический разлад в отношениях с собственным сыном.

В советское время был единственный главный итог музыкального года страны: «Песня года«. Ее лауреатом Валентина Толкунова становилась 23 раза.

И сегодня нельзя забыть ее замечательную прическу, пышную косу, перетянутую жемчугом, мягкую, нежную улыбку.

Утром 21 марта 2010 года Валентина Толкунова проснулась в палате Боткинской больницы. Артистка привыкла к концертному графику, когда выступления заканчиваются поздно. Чтобы набраться сил, ей надо подольше поспать.

А силы начали покидать ее больше месяца назад. В середине февраля, когда пришла пора ехать с очередными концертами. На этот раз в Белоруссию.

В начале 90-х невероятно популярная в СССР певица попала в категорию, которая на сленге телевизионных начальников называлась “неформат”. Ее перестали приглашать сниматься в телепередачах.

Единственным способом заработать и напомнить о себе оставались концерты. Ради встречи с любимой артисткой даже небогатые зрители готовы были заплатить за билет. Такая преданность ее творчеству трогала Валентину Толкунову до слез и заставляла работать до изнеможения.

В последний свой концерт в Могилеве она себя очень плохо чувствовала, у нее подскочило давление и она буквально держалась за стойку микрофона. В перерыве Валентине Толкуновой вызвали “скорую”. Врач сразу предложил поехать в больницу, но артистка категорически отказалась: “У меня еще второе отделение”.

Ей сделали укол. У Толкуновой порозовело лицо и озарилось знаменитой улыбкой: “Спасибо. Все в порядке”. И певица вновь отправилась на сцену.

Она спела один куплет, должна была петь следующий, но вновь запела первый куплет. Позже станет ясно, что Валентина Толкунова уже не могла петь. А потому решила последним номером исполнить не песню, а стихи.

Люди заметили, как ей плохо и как она покачивается, но продолжает читать стихи.

После этого ее увезли в реанимацию. Оказалось, у нее был гипертонический криз.

Через несколько дней певицу перевезли в Москву, в Боткинскую больницу. Здесь ей предстояло провести последний месяц своей жизни.

Когда Валентина Толкунова ушла из жизни, ей было всего 63 года. И мало кто знал, сколько испытаний выпало на ее долю.

За последние 20 лет своей жизни певица трижды боролась со смертельным недугом. Рак возвращался вновь и вновь. Трудно сказать, что стОило больших усилий: борьба за жизнь или попытки скрыть свою болезнь от окружающих.

Те, кто знал Валентину Толкунову близко, понимали, что она изо всех сил стремилась защитить от переживаний своих близких.

Она не искала поддержки и заботу у мужа, сына, мамы, а наоборот, взваливала всю тяжесть на свои плечи.

И 21 марта она тоже взяла в руки молитвослов. В последние годы она не расставалась с ним, книжечка была изрядно потрепана.

Молитвослов стал спутником артистки в середине 90-х. В то время, когда вокруг рушилось все, что казалось незыблемым.

Распалась могучая страна, в которой Толкунова родилась и состоялась как певица.

*

Мама Вали Толкуновой, Евгения Николаевна, сполна изведав доли дочери “врага народа”, старалась научить свою дочку быть скромной и незаметной.

И поэтому Валя попыталась спрятаться за чужие спины, когда в школу, где она училась, приехала комиссия по отбору голосов в Детский хор в Центральный дом железнодорожников под руководством Семена Дунаевского, брата известного композитора Исаака Дунаевского.

Однако учительница музыки настояла, чтобы Валю Толкунову прослушали. На девочку сразу обратили внимание. В десять лет Валя стала солисткой большого певческого коллектива, который выступал в Колонном зале Дома Союзов, участвовала в записях с лучшими симфоническими оркестрами.

Однажды ей выпало петь с оркестром под руководством Юрия Саульского. Тогда Валя, будучи школьницей, и предположить не могла, что всего через несколько лет он станет ее мужем.

Толкунова оказалась вместе с Саульским и в самой последней для него записи. Когда отсняли дубль, кто-то из музыкантов рассказал анекдот.

Знаменитый режиссер засмеялся и… умер. Певица навсегда запомнила его лежащим на солдатских шинелях. Записывали концерт к 23-му февраля.

Для Валентины Толкуновой Юрий Саульский был очень важным в жизни человеком. Вокально-инструментальный оркестр Юрия Саульского «ВИО-66» исполнял джазовую музыку, которая еще недавно считалась буржуазной и запретной.

Когда Саульскому потребовалось найти замену ушедшей вокалистке, ему представили Валентину. Маэстро пришел в восторг. А Толкунова после протяжных песен и романсов чувствовала себя в джазе совершенно не на месте.

-Когда моя бабушка пришла ко мне на концерт, она спросила: -А где же песня? Почему вы все время поете про Потапа?

Па-да-па-да-па-да-паап.

Из воспоминаний Валентины Толкуновой.

Валентине изо всех сил хотелось оправдать восхищение мэтра. Неопытная 19-летняя девушка не сразу поняла, что Саульский восхищен не только ее вокалом, но и ею самой.

Валя в тот момент переживала роман со студентом Тимирязевской академии, своим ровесником. Но у нее была слабость. Когда мальчики, в которых Толкунова влюблялась, были готовы уже идти за ней на край света, девушке становилось с ними скучно.

Саульский не тратил время на ухаживания. Той же осенью 1966 года Валентина стала его женой. Юрий Сергеевич был старше своей избранницы на 18 лет.

Заметная фигура в музыкальном мире столицы, он познакомил жену с известными кинематографистами и композиторами. В том числе с Ильей Катаевым. Тот предложил молодой певице записать несколько песен для первого советского телесериала (многосерийного фильма) “День за днем”.

Одна из этих песен “Стою на полустаночке”стала настоящим хитом. Премьера песни состоялась в 1971 году. В тот момент ей казалось, что она самая счастливая женщина в мире: обожаемый и любящий муж, который открыл ей путь к популярности.

Но ее ждала оглушительная катастрофа. Что случилось в один из дней того самого 1971 года Валентина Толкунова не рассказывала никому. Известно лишь, что в одночасье солистка джаз-оркестра оказалась без мужа и без работы.

До встречи с Юрием Саульским Валентина не представляла, что человек может со всем жаром отдаваться каждому новому увлечению. Для нее примером супружества служили родители.

Валентина верила, что пройдет по жизни с избранником от венца до гробовой доски. Смятение, слезы, боль от предательства — ко всему этому вскоре добавилось отчаяние, тоска от безденежья и невозможность себя реализовать.

И вот тут-то Толкунова проявила характер, который позволил доказать, что она и сама чего-то стоит без своего знаменитого мужа.

Начало 70-х было эпохой популярности квартетов и ансамблей на эстраде.

Валентина Толкунова пыталась устроиться солисткой хотя бы в один из них. Даже пробовала организовать собственный коллектив из четырёх девушек, но у нее ничего не вышло. И … к счастью.

В 1972 году на творческом вечере своего друга, композитора Ильи Катаева, Валентина спела песенку Владимира Шаинского “Ах, Наташа!” Причем сам Шаинский считал песню неудачной. Однако певицу дважды вызывали на бис.

Именно тогда она впервые вплела в косу жемчужную нить. С тех пор Валентина считала это украшение своим талисманом.

На Валентину Толкунову посыпались предложения от музыкантов, которые раньше казались молодой вокалистке недосягаемыми. Для нее писали Павел Аедоницкий, Оскар Фельцман, Александра Пахмутова, Микаэл Таравердиев,

Образ, который создала Толкунова на эстраде при всей его простоте оказался уникальным.

У Валентины не было отбоя от поклонников. Но именно тогда ей пришлось научиться защищать себя от назойливого внимания и недостаточно уважительного обращения.

Мало кто может представить, на что она оказалась способна. Она становилась стальной внутри, в глазах появлялся холод. Она начинала говорить тише, медленнее. Настолько жестко и остро, что действительно было страшно.

Память о распавшемся браке с Саульским долго саднила в ее душе. И все же нашелся мужчина, которому было суждено найти ключ к ее сердцу.

Журналист-международник Юрий Папоров. Они поженились в 1974 году, а через три года стали родителями. К тому моменту Валентине был 31 год. Так что впервые исполняя свою знаменитую песню “Носики-курносики”, она светилась от счастья.

Казалось, теперь артистка достигла всего, о чем мечтала. Преданный муж, сын, всесоюзная популярность.

Она и не подозревала, какую цену ей придется заплатить за эту мечту. Только мама оказалась единственным человеком, который никогда не предавал и не разочаровывал ее.

О своем втором муже Папорове во всех интервью Валентина говорила только хорошее. “Замечательный человек, бывший дипломат, сейчас пишет исторические книги…” О том, что ради своих книг муж уехал в Латинскую Америку на целых 12 лет, певица не распространялась. Как и о том, что после его возвращения супруги жили в разных квартирах.

Лишь когда Юрий Папоров попал в автокатастрофу, после которой превратился в инвалида, Валентина забрала его к себе и наняла сиделку. Счастливым браком это назвать никак нельзя. Всю свою любовь и нежность Валентина излила на своего единственного сына Коленьку.

У Коли был прекрасный голос, слух. И Толкунова мечтала, что сын продолжит ее дело. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Николай не хотел тратить время и силы на вокал. Да и вообще к любому занятию быстро терял интерес. В конце-концов Николай стал работать в коллективе матери. Теперь они проводили гораздо больше времени рядом, но не вместе.

Душевной близости, о которой мечтала певица, между ними так и не возникло.

И все же до поры, до времени Валентина Толкунова считала свою жизнь благополучной, пока в 1990 году ей не диагностировали рак. Она отчаянно боролась с болезнью и ПОБЕДИЛА.

Однако врачи советовали не обольщаться. Рецидив возможен. В 2006 опухоль вновь обнаружили. И снова удалось успешно удалить ее, но всего через три года опухоль возникла в мозге. Она понимала, что рецидивы возникают все чаще, а везение не бесконечно.

Когда сын собрался навестить маму в больнице, она попросила своего гримера помочь скрыть следы операции. Ей попытались сделать прическу так, чтобы сын не догадался. Чтобы он не увидел и не переживал.

Когда ее везли в реанимацию, мама шла рядом, опираясь на каталку, на которой лежала дочь. Внезапно дочь протянула матери руку, пытаясь что-то сказать. “Ты знаешь, ко мне приходил Господь и сказал, что я ничего не должна бояться. Он возьмет меня к себе”. Тогда еще никто не мог знать, что это будут последние слова Валентины Толкуновой.

Болезнь изменила артистку. Она жила под гнетом постоянного ожидания, а вдруг болезнь вернется. Что тогда будет с ее близкими. Мама-пенсионерка, сын-подросток. Их благополучие полностью зависело от нее.

В этот момент она начала собирать ценности, которые могли пережить любую девальвацию, а в случае нужды легко превратиться в деньги.

Окружающим поведение певицы казалось странным. То она по привычке откликалась на любой призыв о помощи, то корила свою помощницу, что допустила к ней человека, который пришел просить денег. Однажды она уехала после концерта, не заплатив своим музыкантам. Кое-кто даже ушел из коллектива.

Никто тогда не понимал причины ее паники и внезапных перемен в отношении к деньгам. Пережив потрясения 90-х, когда деньги обращались в пыль, она стала коллекционировать дорогие подарки.

Было бы ошибкой считать выдающуюся певицу меркантильной хищницей. Она переживала отчаяние из-за колоссального груза ответственности и сознавала, что единственное, чем она может оплатить будущее своих близких, это ее голос.

22 марта 2010 года. Мама Валентины Толкуновой с утра собиралась к дочери в больницу и, чтобы покормить дочь, варила геркулесовую кашу по особому рецепту.

Она надеялась, что Валечку переведут из реанимации обратно в палату.

“Я должна первой встретить дочку в палате”, — сказала она помощнице по дому. Все уже было готово и положено в сумку, но в этот момент раздался звонок телефона.

Из больницы сообщили, что в шесть часов утра Валентина Толкунова впала в кому и несколько минут назад умерла.

После певицы, которая посвятила более сорока лет жизни, на сцене остались песни.

Шестьсот песен, многие из которых составляют Золотой фонд отечественной песенной классики. Правда, исполнять их некому.

Несмотря на кажущуюся простоту, образа второй Толкуновой у нас нет.

Оцените статью
Валентина Толкунова. “Я должна первой встретить дочку в палате”,- сказала мама, но тут зазвонил телефон…
Верная