Она пыталась встать, но ничего не получалось. Прекрасная Тереза слабела на глазах. «Расин покупал у меня яд», — позже расскажет Ла Вуазен на знаменитом процессе. И вся Франция содрогнется: все больше громких имен было замешено в этом деле.
Очаровательная девушка танцевала, как настоящая Терпсихора. Тереза да Горла, наполовину итальянка, выросла во французском Лионе. И там же нашла себе ремесло по душе – она танцевала и играла в маленьком местном театре.
Все, кто видели ее, склонялись ко мнению: лучше Терезы никто не держится на сцене! Такого же мнения был и господин Мольер, оказавшийся в городе.
— Я приглашаю вас в нашу труппу. – Сказал Мольер.
Она согласилась и вскоре оказалась в Париже.
Юная звездочка приковывала взгляды. Это был правильный выбор! Мольер угадал с новой актрисой, ведь посмотреть на нее захотели многие. Сарафанное радио распространяло вести: появилась настолько привлекательная и талантливая актриса, что ради нее можно сходить на спектакль!
В театре она встретила и свою любовь – актера Рене Бертело, который взял творческий псевдоним Дю Парк. 23 февраля 1653 года молодые люди поженились. С тех пор Тереза представлялась также: мадам Дю Парк, словно аристократка.
Впрочем, ее и так прозвали Маркизой, за утонченность, элегантность и манеры светской дамы. Глядя на Терезу, трудно было себе представить, что она родом из простой семьи!
Везде, где появлялась труппа Мольера, Тереза Дю Парк имела успех. Повстречав в Руане знаменитого Корнеля, она покорила и его. Восхищенный, он посвятил ей стихи:
Да, Ваши чары несравненны, —
Но те, что мало ценит свет,
Одни пребудут неизменны,
Переживут и Ваш расцвет.
Они спасут, быть может, славу
Меня очаровавших глаз,
И через сотни лет по праву
Заставят говорить о Вас…
Корнель не просто восторгался Терезой. Он уговаривал ее сменить театр. Он, увенчанный лаврами, мог дать начинающей актрисе куда больше…
Тереза обещала подумать. А когда осенью 1658 года ей выпала честь выступать перед самим королем Людовиком XIV, приняла решение: она уйдет от Мольера. Ее карьера будет блестящей!
Театр в Марэ, где теперь играла Тереза, предложил ей невероятный контракт – роли специально под нее. Занятость во всех спектаклях! Однако со временем стало понятно, что с Корнелем не так-то просто работать – он был чрезмерно требователен.
Вдобавок сделал Терезе недвусмысленный намек… Так что спустя год актриса вернулась к Мольеру. Ну а тот благоразумно сделал вид, будто бы ничего и не произошло.
Отношения Терезы с мужем в ту пору стали трещать по швам. Успех молодой женщины намного превосходил тот, на который мог рассчитывать Рене. Профессиональная зависть развела их в разные стороны.
К тому же, вокруг Терезы всегда толпились поклонники… Какому мужу понравится, если его жену готовы буквально растащить на кусочки, едва она открывает дверь?
А она блистала! И успех был невероятным! Граф де Бюсси писал в мемуарах:
«Я восхищен звездой Дю Парк, которая зажгла тысячу страстей в тысяче людей, среди которых ни одной посредственности».
Молодой драматург Жан Расин тоже был среди поклонников Терезы. Чувство оказалось взаимным, и настолько сильным, что Тереза подумывала уйти от мужа. Впрочем, этого не потребовалось – в 1664 году Рене Дю Парк внезапно скончался. До этого он жаловался на боли в желудке…
Мольер снова оказался в непростой ситуации – Расин позвал Терезу в свой Театр Бургундского отеля, причем на самых заманчивых условиях. Ветреная звезда последовала зову сердца, ведь она любила Расина без памяти.
По крайней мере, так казалось всем. Исключительно для Терезы драматург написал пьесу «Андромаха», которая была поставлена с таким блеском, что затмила все прежние постановки. О Терезе говорил весь Париж!
«Она просто использует его, — шептались другие актрисы театра, — Расин помогает ее карьере!»
В доме на улице Кенкампуа Тереза Дю Парк жила одна. Она отказалась от предложения Расина съехаться, сославшись на то, что это повредит ее репутации. Дескать, вдова не имеет права поступать подобным образом.
Да и у Расина так много дел! Он становился популярным, он приобрел знакомства при Дворе и появлялся в Версале. Ему покровительствовала сама дама сердца короля, мадам де Монтеспан…
На самом деле, Тереза скрыла от Расина главное: свобода позволяла ей принимать поклонников. Один из них, носитель гордого древнего имени де Роган, был настолько влюблен в Терезу, что сделал ей предложение…
Семья шевалье пришла в такой ужас от этой перспективы, что начались изматывающие убеждения: не нужно этого делать! Нельзя вводить в знатную семью какую-то актрису! Даже очень известную!
У них была только одна возможность соединиться – заключить тайный брак. Тем более, что Тереза ждала ребенка… Детали плана, который обсуждали двое влюбленных, до наших дней не дошли.
Последние месяцы жизни Маркизы вообще трудно проследить. Да, она все также играла в театре Расина и внешне казалось, что ничего не изменилось…
11 декабря 1668 года Тереза Дю Парк не смогла подняться. Ее охватила такая слабость, что у нее подкашивались ноги. В театр сообщили – больна. Навестить молодую звезду спешно приехал сам Расин. И у него же на руках красавица испустила дух.
Не было ни малейших подозрений, что произошло. Но внезапная смерть породила множество слухов: уход Терезы – это спланированное злодеяние!
Говорили, что у Терезы случился выкидыш. Другие – что она пыталась избавиться от ребенка. А третьи – что мадам Дю Парк попросту отравили. Вспоминали, как внезапно и тоже без объяснений умер ее муж. Кому же это могло быть выгодно?
В первую очередь, подозрения пали на семью шевалье де Рогана. Однако не было ни малейших улик, никаких зацепок. И только в 1679 году была арестована Ла Вуазен, одна из составительниц ядов, которыми пользовались многие высокопоставленные особы.
На громком судебном процессе она называла разные имена своих клиентов. Было там имя драматурга Расина… Кто познакомил его с «ведьмой» было хорошо понятно – мадам де Монтеспан. Она неоднократно пользовалась услугами Ла Вуазен, и огласка погубила ее.
Мать детей короля Людовика Четырнадцатого не тронули, но с той поры она потеряла свое влияние на государя и удалилась из Версаля.
Расин отнекивался, он задействовал все свои многочисленные связи, чтобы избежать скандала. В конце концов, ничего доказать не сумели, и драматург после этого спокойно прожил еще 20 лет.
Разгадать тайну кончины Терезы так никому и не удалось, хотя некоторые были уверены – Расин пошел к Ла Вуазен, когда узнал про шевалье де Рогана. Он стоял за злодеянием на улице Кенкампуа, и отомстил женщине, которую любил и которая его предала. Словно в старой пьесе…