— Я хочу, чтобы вы остались здесь навсегда,- сказал ей Пырьев.
— Я сейчас не могу ответить ни «да», ни «нет». Давайте отложим этот разговор. Я подумаю.
Конечно, Лионелла понимала. С Олегом была любовь-страсть, здесь любовь-благодарность. И понимание, что они просто необходимы друг другу.
Детство
Олег Стриженов родился в городе Благовещенске в августе 1929 года. Отец, кадровый офицер Александр Николаевич, сначала командовал эскадроном, затем полком, а в 35 лет был уже комбригом.
Мать, Ксения Алексеевна, в юные годы блестяще окончила Мариинскую гимназию, но была вынуждена ездить за мужем.
По долгу службы отца семья часто меняла место жительства: жила в Тифлисе, в Ленинграде, Харькове и уже оттуда переехала в Москву. В то время самому младшему сыну Олегу было 6 лет.
С началом Великой Отечественной войны отец и старший брат Борис, а чуть позже и средний — Глеб, отправились на фронт.
Началась трудная военная жизнь: ежедневные бомбежки, бесконечные поиски еды, стояние в очередях с продуктовыми карточками и похоронки…
Не обошла беда и Стриженовых. Летчик-истребитель Борис погиб в 42-м под Сталинградом. Морскому пехотинцу Глебу посчастливилось выжить, но парень был тяжело ранен и вскоре демобилизовался.
Вернувшись домой, он отправился работать в театр Балтфлота, одновременно получая высшее образование. Впоследствии Глеб Стриженов стал известным актером, на счету которого около полусотни ролей в кино.
Несмотря на голод, холод в домах и постоянные обстрелы, жизнь маленьких москвичей не стояла на месте. Олег с друзьями все так же бегал на каток, на горки. Успевали они бывать в кино и, конечно же, посещали театр.
Благо попасть туда раньше можно было задешево. Да и мать поощряла деньгами на билет за хорошую учебу.
Когда Олегу исполнилось 16, пришлось идти на трудфронт, как и любому совершеннолетнему гражданину страны: строить Павелецкий вокзал и прокладывать железную дорогу для электричек.
Начало пути
В 1946 году Стриженов задумался о дальнейшей учебе. Его выбор пал на театрально-художественное училище, поскольку юноша с детства прекрасно рисовал. В 1949 Олег поступил в знаменитое Щукинское училище.
И, как потом признавался, сделал это больше из-за тщеславия и огромного желания нравиться окружающим. Тем более благородная, импозантная внешность благоволила этому. Устоять перед его обворожительной улыбкой было невозможно.
Тогда же он впервые снялся в комедийной картине о футболе «Спортивная честь». Роль была крохотной. Но и то студент сильно рисковал, так как в то время могли отчислить из училища за съемки во время учебы.
По окончании «Щуки» выпускника распределили в Таллинский драматический театр, где он прослужил всего год. Зато за это время успел проявить себя талантливым артистом. Роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» по пьесе Островского быстро сделала его популярным и узнаваемым среди местного населения.
Вместе с тем Стриженову предложили главную роль в экранизации картины «Овод» по роману писателя Этель Войнич. После успешных проб Олег был вынужден перейти в театр драмы имени Пушкина ( ныне Александринский), так как в Таллинском руководство категорически не хотело отпускать его на съемки.
«Овод» имел ошеломительный успех, а исполнитель главной роли мгновенно стал любимцем советской публики. Лицо актера не сходило с реклaмных щитов. Некоторые зрители умудрялись заучивать наизусть каждую реплику, пересматривая картину по 15-20 раз.
Лентa еще не вышла в прокат, а Олегу поступило новое предложение. «Мосфильм» готовился к съемкам фильма про молодого боксера «Мексиканец». Однако и здесь пришлось выбирать между кино и сценой. На этот раз взбунтовался уже руководитель труппы «Александринки»:
— Что же вы, Стриженов, ни дня не отработали и опять нас покидаете?Давайте будем решать: либо съемки, либо заявление по собственному желанию.
Олег выбрал второе.
Для роли боксера Стриженову необходимо было научиться двигаться по рингу, профессиональным ударам и защите. Помимо этого, актеру предстояло овладеть еще одним непривычным видом искусства. Вместе с Татьяной Самойловой они должны были в фильме исполнять мексиканский танец.
Изнурительные тренировки и репетиции проходили в Москве, а снимать городские кварталы Мехико «Ялтинская киностудия» решила в Одессе. Именно здесь наш герой встретил свою настоящую любовь и завел легкую интрижку.
И если в первом случае тогда всё закончилось, так и не начавшись. То во втором — история получила продолжение.
Любовь с первого взгляда
Он увидел ЕЁ в толпе любопытствующих, скромно стоящую за веревочным оцеплением. С огромной копной каштановых волос, лучезарными карими глазами, припухлыми губами и тонкой осиной талией ее трудно было не заметить среди зевак.
Олег первый подошел к девушке и, не зная, что спросить, вымолвил:
— Вы не Джина Лоллобриджида?
— Нет. Я Лионелла,- скромно ответила она
— Значит, я угадал! Вы итальянка?.
— Да нет же, — рассмеялась та. — Просто мои родители моряки. Они часто бывали в Италии, поэтому меня так и назвали.
На этом их первая встреча закончилась. Стриженова срочно позвали в кадр. Нужно было продолжать съемки, а он даже не успел спросить, где ее искать. Весь вечер Олег бродил по Дерибасовской в надежде встретить свою новую знакомую. Но тщетно. Девушки нигде не было.
На следующий день вся съемочная группа возвращалась в Ялту. Олег понимал — он влюбился. Но что с этим делать, совершенно не понимал. И от этого его обуревали грустные чувства.
Таня
Найти утешение ему помогла другая женщина. Правда, здесь была скорее страсть, чем любовь.
На «Ялтинской киностудии» одновременно шли съемки двух картин: «Мексиканец» и «Вольница». В последней была задействована актриса Татьяна Конюхова. Роман развивался стремительно. Олег буквально вцепился в красавицу. Продолжали они встречаться и после возращения в Москву.
О том, что ее возлюбленный несвободен, Татьяна, конечно же, знала, но предпочитала об этом не думать. А уж после того, как он привел ее к родителям и представил как будущую жену, актриса начала строить планы на совместную жизнь.
Уезжая на съемки «Сорок первого» Олег наказал любимой ждать, а если выпадут свободные от съемок дни, обязательно приехать к нему. В то время артистка снималась одновременно в трех фильмах: «Разные судьбы», «Первые радости» и «Необыкновенное лето».
Выкроить время для поездки никак не получалось, и тогда она отправилась к директору фильма «Сорок первый» посоветоваться, как быть. Но тот, тяжело вздохнув, протянул ей только что полученную от Стриженова телеграмму.
— На, читай.
— «Срочно командируйте жену съемки Марианну Стриженову тчк,- прочла Таня. — Но как же так? Он клялся, что любит меня… Ведь их ничего не связывает…
Позже актриса получила от Олега письмо, в котором он писал, что принял за любовь «какое-то сумасшедшее наваждение», а теперь «пришел в себя» и просит прощения.
Марианна и новые увлечения
Нужно отдать должное Олегу Александровичу, он никогда не бросал своих жен. Они уходили от него сами. Так случилось и с первой супругой, с которой судьба свела его на съемках картины «Овод».
К моменту их знакомства Марианна Бебутова была уже довольно известной актрисой Театра им. Моссовета. За ее плечами был ранний брак с Героем Советского Союза подполковником Вениамином Кирилловым. К сожалению, супруг погиб в 1943 году.
В картине «Овод» Марианна начала сниматься под девичьей фамилией, а в титрах уже значилась Стриженовой. Актеры поженились в конце съемок. У пары родилась дочь Наташа.
Но брак просуществовал всего 11 лет: супруга устала терпеть бесконечные интриги и измены мужа. Не стесняясь своего семейного статуса, Олег не пропускал ни одной юбки, даже не скрывая своих похождений от законной жены.
В 1959 году на съемках картины «Белые ночи» Стриженов не на шутку увлекся еще одной актрисой — Людмилой Марченко. Девушке было всего 19 и до романа с 30-летним артистом не имела серьезных отношений. Поэтому вскружить голову столь юной красотке ловеласу не составило большого труда. Они стали встречаться.
Конечно же, тайно. И в первую очередь потому, что Милочку заприметил еще один герой-любовник — небезызвестный Иван Пырьев.
У уже немолодого режиссера буквально «срывало крышу» от осознания того, что предмет его страсти может принадлежать кому-то еще. Для этого он снял для Людмилы квартиру, — в мечтах, что в один прекрасный день приведет ее туда.
Марченко действительно приняла от Ивана Александровича ключи, но только для того, чтобы встречаться там с Олегом. Она была счастлива и искренне делилась своими чувствами с близкими:
— Мама, скоро я выйду замуж за Олега,- однажды радостно заявила Люда.
— Он женат!- воскликнула та.
— Разведется!- горячо убеждала ее дочь.
Через полгода отношений Людмила узнала, что ждет ребенка, но любовнику об этом не сказала, а решила избавиться. К несчастью, операция прошла с большими осложнениями. Актриса потеряла много крови и лишилась возможности в дальнейшем иметь детей. Роман закончился на грустной ноте.
Развод
Вот только страстная натура Стриженова требовала новых любовных приключений. Не помогали ни слезы, ни уговоры Марианны, ни увещевания близких. Долгое время женщина терпела унижения, но, устав от бесконечных похождений благоверного, все же решилась это прекратить. И сама подала на развод.
Позже Олег Александрович неоднократно заявлял, что хотел бы все забыть из той жизни. Особенно что касается семейных коллизий.
— Всех интересует: с кем жил, с кем романы крутил, с кем спал… Поэтому я отвечаю: у меня никаких романов не было, у меня единственный роман — с моим творчеством. Очень бурный, страстный — до фанатизма. А увлечение самое крупное и яркое одно вот на всю жизнь — моя нынешняя супруга…(Лионелла- прим.автора),- говорил народный артист в своем интервью.
К сожалению, жизнь не пощадила первую семью Стриженова. Сам актер, потеряв контакт с Марианной, полностью лишился дочери Наташи. Он хотел ее видеть, принимать участие в воспитании, но бывшая жена не дала ему эту возможность.
Уже во взрослой жизни Наталья Стриженова так себя и не нашла. Окончив ВГИК, пыталась сниматься, но все роли были небольшими. Не складывались отношения и с мужем. В итоге переживания привели к тому, что 46-летняя женщина покончила с собой. Таково было ее решение.
Марианна Александровна пережила дочь на несколько месяцев. Так и не узнав, что ее внучка Сашенька, единственная дочь Натальи, будет вести довольно распутный и легкомысленный образ жизни.
Воспитанная бабушкой Саша, никогда не желала общаться со знаменитым дедом и не искала с ним встреч. Потеряв в 15 лет практически одновременно и мать, и любимую бабушку, девушка переехала в Подмосковье и начала строить жизнь там.
После череды браков и последующих разводов сейчас Александра в одиночку воспитывает шестерых детей от разных мужчин.
Любовь
Если про брак с Марианной народный артист вспоминать не любит, то о второй семье говорит с большей теплотой. Хотя бы потому, что его следующая жена Любовь Лифенцова-Земляникина никогда не препятствовала его общению с их сыном Александром, ныне известным актером и режиссером.
Будущую жену Олег встретил во МХАТе, где оба служили. Актриса уже тоже побывала замужем за Владимиром Земляникиным, которому родила дочь Лену. Из очередных гастролей Олег и Люба вернулись уже втроем — женщина забеременела.
Тут же же сыграли свадьбу. После рождения сына семье выделили просторную «трешку».
Любовь Стриженова, хоть и снялась в двух десятках картин, была больше театральной актрисой и всегда мечтала как можно больше работать. Однако муж считал, что на их семью достаточно одного артиста, и придерживался такого мнения в разговорах с МХАТовскими режиссерами.
Этот брак также был полон обид и измен. Через шесть лет Любовь, как и в случае с Марианной, сама приняла решение уйти от мужа. Разводились супруги тяжело. Стриженов старался вернуть жену. Но у нее были другие планы. Через несколько лет после развода Любовь Васильевна ушла в монастырь.
Карьера и принципы
В личном плане Стриженову долго не везло, а вот с карьерой дела обстояли превосходно. Две главные роли в самом начале карьеры подтвердили, что кино — это именно то, чем ему стоит заниматься в жизни.
У режиссеров актер был нарасхват: «Сорок первый», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Звезда пленительного счастья», «Последняя жертва», «Приступить к ликвидации». Хотя все знали, что характер у него не подарок. Но для такой знаменитости готовы были исполнить все, что он пожелает.
Но однажды он всерьез разругался с Сергеем Бондарчуком. Узнав, что тот проводит пробы актеров на роль Андрея Болконского в свою картину «Война и мир», Стриженов приготовился и ждал предложения. Он считал, что князя сможет сыграть только он. Тем более с режиссером их связывали приятельские отношения.
Целый год Бондарчук проводил мучительные пробы, пока не решился позвонить Стриженову:
— У меня нет Болконского, — услышал Олег расстроенный голос в трубке. — Приходи пробоваться.
— Как бы не так,- подумал про себя Стриженов. — Надо было меня первым звать. А теперь поздно. Поезд ушел.
Но на пробы к Бондарчуку пришел. Правда, пока они проходили, держал камень за пазухой, намереваясь его кинуть в тот момент, когда пробы утвердят. Получив телеграмму: «Вы утверждены на роль Андрея Болконского…», Стриженов отправился на «Мосфильм».
— Никогда я у тебя — ни в этой картине, ни в любой другой — сниматься не буду, — заявил Стриженов ошарашенной группе. И, развернувшись, покинул студию.
Позже артист признавался, что если бы Бондарчук обратился к нему вновь, то он непременно бы согласился. Но вместо этого грянул скандал. За отказ сниматься актеру пришлось объясняться перед Коллегией министерства во главе с Екатериной Фурцевой. А еще ему объявили негласный бойкот коллеги-артисты.
— Совсем зазнался, Болконским швыряется!-шептались они.
Однако окружающие быстро прощали сложный характер Стриженова, понимая, что рядом с ними настоящий гений. Понимали это и женщины, которые тоже не могли устоять перед обаянием талантливого красавца.
Долгий путь к счастью с Лионеллой
Его с Лионеллой Пырьевой настоящее знакомство состоялось в первые дни 62-го года, спустя почти 7 лет с момента их первой встречи в Одессе. Олег с друзьями отправился в ресторан ВТО и вдруг за столиком на другом конце зала в компании молодых людей увидел Лину, теперь уже артистку Театра имени Станиславского.
Это было как наваждение. Одновременно поднявшись со своих мест, они направились друг к другу и, встретившись, обнялись. А потом он прильнул к ее губам и долго не отпускал.
— Давай уйдем,- шепнул он ей.
— Давайте, — согласилась она.
Чувства накатили на них с такой немыслимой силой, что оба понимали: разлучить их теперь сможет только смерть. Они стали встречаться. Олег много снимался. Лина при первой же возможности сопровождала его в экспедициях. И везде он представлял ее как жену. Вот только дома его ждала настоящая семья.
Олег страдал и изводил себя. С одной стороны — любимая женщина, с другой — чувства Марианны. И самое главное, он боялся нанести травму 5-летней дочери Наташе. Лионелла чувствовала это и в один момент решила сама прекратить эти мучительные отношения.
— Люблю, но вынуждена уйти,- написала она ему в записке.
Появление Пырьева в ее жизни было прежде всего спасением от Стриженова. Иван Александрович к тому времени тоже переживал непростые времена: с Мариной Ладыниной расстался и чуть не лишился рассудка от страсти к юной Людмиле Марченко.
Они стали делиться друг с другом переживаниями, самым сокровенным и поняли, что нужны друг другу. Расписались режиссер и актриса незадолго до того, как Пырьев приступил к съемкам своего последнего фильма «Братья Карамазовы», в котором его новая пассия сыграла Грушеньку.
Через четыре года Пырьев умер. Лионелла осталась одна. Однажды актриса получила приглашение от Петра Тодоровского в картину «Последняя жертва». О том, что ее партнером будет Стриженов, она узнала в последний момент.
С момента их расставания прошло 13 лет. Но чувства по-прежнему были живы. Съемки проходили как в тумане, но тогда они так и не решились поговорить. Это случилось позже. Олег сделал Лине предложение. При этом присутствовала Алла Ларионова. Он сначала умолял ее, стоя на коленях:
— Алла, ну скажи, чтобы она вышла за меня замуж!
И тут уже Пырьева перестала сомневаться. Судьба словно подтолкнула их друг к другу. Они смогли пожениться, когда ей исполнилось 38 лет, а ему — 47. Актриса понимала, что свои лучшие роли она уже сыграла, и выбрала для себя дом и семью, решив посвятить своему талантливому мужу свою жизнь.
Общих детей в этом союзе нет, но это нисколько не омрачает их семейное счастье. В их дом часто приходил сын Саша и даже подолгу жил в новой семье отца, когда Любовь уезжала на гастроли. А теперь частыми гостьями в доме 94-летнего дедушки и его супруги являются уже взрослые внучки Анастасия и Александра.
В настоящее время Олег Александрович Стриженов ведет довольно затворнический образ жизни, предпочитая не сниматься в кино, а больше заниматься живописью.