«Двадцать дней счастья»

— «В горе и радости я готова быть с ним», — так думала пятнадцатилетняя Наталья Шереметьева при одной лишь мысли о своем женихе Иване Долгорукове.

Незадолго до Рождества 1729 года у них была помолвка, на которой она подарила нареченному кольцо с бриллиантом, некогда принадлежавшее ее батюшке и полученное им в день свадьбы от самого царя Петра Великого. Наташа поклялась, что отдаст это кольцо только одному мужчине.

Кроме Ивана и слышать о других женихах не желала. Но если поначалу семья радовалась, то по мере того, как над Долгорукими стали сгущаться тучи, старший братец Петр принялся уговаривать ее отказаться от брака. Но Наташа упорствовала, чем, конечно же, заслужила уважение Ивана, но навсегда испортила себе жизнь.

Нехорошо проводить двойную свадьбу, не к добру

Наташе было 15 лет, ее жениху 20. Они были молоды, красивы и влюблены. А еще у них были любые богатства, каких только можно пожелать, а также слава и почет.

Наташе все страшно завидовали, поскольку Долгорукие находились в фаворе и значит, она могла общаться с первыми лицами государства. Говорили, будто, ее свадьба с Иваном назначена на тот же день, что и свадьба императора Петра II.

Иван был очень дружен с молодым правителем, потому идея о двойной свадьбе ему очень нравилась. Наташа также была в восторге. Увы, близкая подруга Варенька Черкасская, слывшая уже невестой ее старшего брата Петра, не разделяла ее радости.

Девушка была уверена в том, что такое двойное торжество ничего хорошего не принесет, только вызовет всеобщую зависть. А уж завистников у семейства Долгоруких немало, как бы, не окончили они свои дни по примеру Меньшикова и его семейства.

Наташа не верила в то, что подобное возможно, ведь Меньшиков действительно был интриган, каких поискать, другое дело ее Иван. Она знала, что им уготована совсем другая участь, будут купаться в роскоши и все окружающие преклонят перед ней и Иваном колени. Но Варя не унималась, настаивала на том, что не следует ей слишком уж радоваться.

Как оказалось, Варя была пророчицей. Не успело отгреметь торжество по поводу помолвки, как раздались траурные колокола. Петр скончался. Иван Долгорукий лично ухаживал за государем, но спасти молодого царя не удалось. Для Долгоруких настала пора трудная и опасная. Они затаились у себя в имении и стали выжидать, кому же достанется престол.

К сожалению, скорый отъезд из поместья не помог. Пришедшая к власти царица-регентша, которую Наташа тот час про себя окрестила медведицей, настолько суровой, большой и неповоротливой та ей показалась, издала указ о том, что Долгоруким не следует покидать собственного дома. А это был первый звоночек.

Старший брат Наташи Петр Шереметьев тотчас явился в покои сестры и объявил о том, что ей следует отказаться от брака. Так думает не только он, но и вся их родня. Не следует ей губить свою молодость. А то, что вся жизнь ее была бы погублена, вздумай она выйти за Ивана, это, как пить дать.

Но Наташа заупрямилась. От своего слова и своей любви она отказываться не желала. Тогда брат пригрозил тем, что выйти замуж ей предстоит как безродной. Ни один член семьи не согласится проводить ее под венец. Но и это девушку не испугало.

Она уговорила дальних тетушек-старушек и те проводили ее вместе с приданым в поместье Долгоруких. Иван уже ждал ее. Неизвестно, пытался ли он отговорить от принятого решения, но в 1730 году она исполнила свою мечту и стала ему женой. А вслед за этим пришел приказ о ссылке Долгоруких в Березин. Там некогда обитал Меньшиков, которого не в добрый час помянула Варя.

С собой разрешалось взять совсем немного, даже прислуги и той лишали. Приданое Наташа ухитрилась послать обратно домой к брату, себе оставила только парочку шуб и двух служанок. Иван был в ужасе, но она надеялась на то, что все еще образуется.

К несчастью, лучшего не случилось. В ссылке умерла свекровь, не выдержал расставания и ушел вслед за женой свекр, Иван стал главой семьи, но с этой ролью справлялся плохо. У них родился мальчик, было очень туго и с жильем, и с дровами, и с едой. Но Наташа не сдавалась.

Отчаяние накрыло ее только тогда, когда Ивана арестовали и отправили в тюрьму. Частично он сам был во всем виноват, слишком много болтал в компаниях, где и рот раскрывать было опасно. В итоге его обвинили в организации заговора против императрицы. Жена оббивала пороги тюрьмы, носила передачи.

Но однажды некому стало носить. Мужа забрали и увезли в неизвестном направлении. Наташа едва с ума не сошла. На ее руках уже осталось двое детей, причем, младший родился болезненным, возможно, психически нездоровым. Старший же нуждался в постоянном присмотре.

Но она не сдалась, продолжала ходить вокруг тюрьмы и требовать у коменданта отчета. Правда, ничего не добилась, только сама оказалась в каземате. Посадили ее туда с грудным ребенком, удивительная бесчеловечность.

Может быть, и пропала бы там, если бы об этом не прознал один проезжий иностранец, приближенный ко двору. Он поспособствовал тому, что княгиню Долгорукую выпустили из тюрьмы и даже позволили вернуться в Москву.

Когда она ехала обратно все мечтала о том, что муж где-то там ее ждет. Десять лет прошло с ее изгнания, жизнь вокруг изменилась, но она все еще была молода и полна надежд, которым, как позже выяснилось, все же не суждено было сбыться.

Заветный перстень оказывается в реке

Шереметьевы приняли блудное дитя тепло. Выделили ей и детям хоромы. Как раз и власть поменялась, «медведицы» не стало. Наташу стали приглашать ко двору. Императрица Елизавета Петровна все пыталась сосватать ей кого-то, утверждая, что из нее выйдет сваха, ничем не хуже, чем ее покойный батюшка.

А ведь именно Петр Великий сосватал уже немолодому Шереметьеву мать Наташи. Правда, потом каждый раз потешался над тем количеством детей, которое успел накрапать престарелый граф, еще недавно просившийся на покой и в монастырь.

Вот и Елизавета хотела, чтобы у Наташи все сложилось. Но единственное, о чем та мечтала – это поставить на ноги старшего сына. С младшим все уже было ясно, он никогда не сможет продолжить род и даже прожить в одиночестве.

Что касается замужества, то, как она могла думать о ком-то другом помимо Ивана. О его тяжелой судьбе узнала сразу же, как только вернулась. Оказывается, уже несколько лет не было его на свете. Вместе с несколькими своими родственниками он был спешно казнен.

Осталось от него на память всего лишь то самое кольцо, которое она некогда подарила ему на помолвку. И вот это кольцо ей теперь предлагали отдать другому. Не могла она такого и подумать, потому от брака отказывалась.

Сватались многие, все же Наталья не была ни уродлива, ни стара, когда вернулась в Москву, ей еще и тридцати не было. Хоть не первой свежести невеста, но зато богата, родовита и с государыней дружбу водит. Уговорить на замужество ее пытались все, даже старая подруга Варя.

Тогда в сердцах, она спросила у Вари, почему та еще не вышла замуж. На что получила ответ, что ни за кого, кроме ее брата Петра и не подумает пойти. Вот только после случая с Долгорукими отец Вари никак на этот брак не соглашался, дочь, оказывается, ждала его кончины.

Когда время батеньки на земле истекло, действительно стала женой Петра, принеся ему огромное богатство и кучу детей. Наташа стала свидетелем чужого счастья. Не завидовала, но наверняка, ей тяжело было принять, что в ее собственной судьбе вышло все так печально. Наверное, с самого начала не стоило ей так влюбляться в Ивана, но как она могла поступить иначе.

Он был ее светом в окошке и хоть было у них от силы двадцать с небольшим счастливых дней, от помолвки и до смерти царя, но эти двадцать дней стоили того, чтобы положить на них всю жизнь. Иван был любящим и заботливым мужем. Такого еще поискать, всю жизнь он приходил к ней во снах. Не могла она его предать, пойдя за другого.

В конечном итоге, убедившись, что сын повзрослел и уже живет с женой вполне мирно, она прихватила с собой младшенького и удалилась в монастырь под Киев. Там она прожила до самой свой смерти, последовавшей в возрасте 57 лет в 1771 году. На престоле уже была новая государыня, не кому было о ней жалеть. В монастыре Наталья жила под именем Нектарии.

Занималась тем, что писала мемуары, которые, правда, были опубликованы только в 1810 году. Ее младший сын Дмитрий умер за два года до смерти матери в том же монастыре, а старший Михаил был статским советником, дважды женился, сыном его был Иван Долгоруков — поэт.

На месте последнего упокоения мужа Наталья (находится в трех километрах от Новгорода) еще при жизни успела воздвигнуть храм им. Николая Чудотворца. Любопытно, что именно Ивана Долгорукова-старшего сделал одним из ключевых героев своего романа «Слово и дело» Валентин Пикуль.

Оцените статью
«Двадцать дней счастья»
Сильная женщина