«Она же чиста», — поражено произнес комиссар

Комиссар был уверен в результате осмотра. Всем известно, как жила эта фрейлина. Один Гришка чего стоит! В газетах об Анне такое писали, что сама Мессалина от зависти бы умерла. А что говорили на улице!

Но Анна смогла удивить комиссара..

Родители Анны были люди известные и влиятельные. Отец — главноуправляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александр Сергеевич Танеев. Мать — Надежда Илларионовна Кутузова, праправнучка великого русского военачальника, единственная наследница роскошного подмосковного имения Рождествено.

В момент рождения Анны, а случилось это 16 июля 1884 года, отцу было тридцать четыре, а мать была ровно на десять лет младше. За год до столь радостного события Александр Сергеевич и Надежда Илларионовна пережили тяжкую трагедию — сразу после родов скончался их первенец, дочь Александра. Тревожились Танеевы и за второго ребенка, но — напрасно.

Анна оказалась крепким младенцем и быстро росла на радость родителям. Усадьба Рождествено была идеальным местом, чтобы провести счастливое детство. Тенистые аллеи, пруд, прекрасный сад с яблонями и грушами, потрясающая природа вокруг. Аннушка, а также появившиеся вскоре ее брат и две сестры, буквально купались в родительской любви.

В доме Танеевых постоянно звучала музыка: Александр Сергеевич был не только влиятельным придворным, но и талантливым композитором-любителем, чьи произведения пользовались успехом не только в России, но и за границей. Не чужда музыке была и Надежда Илларионовна, великолепно игравшая на пианино.

Родители Анны были близки к императорскому двору, так что путь барышне во фрейлины был, по сути дела, открыт. Тем не менее, Анна начала «с низов»: в 1902 году в возрасте 18 лет она успешно сдала в Петербурге экзамен на звание домашней учительницы.

В это же время Танеева начала бывать при дворе. В январе 1904 года Анна получила фрейлинский шифр и была отправлена в услужение к императрице Александре Федоровне. В обязанности фрейлины входило дежурство на балах и выходах Ее Императорского Величества в свет.

Александра Федоровна обратила пристальное внимание на услужливую и добрую фрейлину и перевела ее в свой ближний штат. Вскоре Анна стала ближайшей подругой императрицы. Без Танеевой не обходился ни один выход, ни одно путешествие или поездка царской семьи. Анна была необходима царице в качестве собеседницы, помощницы, воитательницы дочерей и сына.

Фрейлина участвовала в закрытых семейных мероприятиях четы Романовых, была посвящена во многие личные дела государыни, пользовалась ее безграничным доверием.

В 1905 году в Царском Селе Анна познакомилась с, по выражению Николая II, «человеком Божиим Григорием из Тобольской губернии». Анна стала одной из главных поклонниц Распутина, верила в его чудодейственную силу.

Танеева несколько раз встречалась с Григорием, в том числе, на личной даче Анны в Царском Селе. Эти встречи стали причиной слухов о неподобающем поведении фрейлины со старцем. В либеральной прессе напрямую писали о романе Анны и «святого черта», рисовали карикатуры.

Из-за Распутина-Новых репутация Анны была сильно подпорчена, но это не помешало морскому офицеру Александру Вырубову сделать предложение 23-летней женщине. В 1907 году в Царском Селе в присутствии императора и императрицы состоялось венчание.

Увы, брак закончился, так и не начавшись. Анна писала:

«Тяжело женщине говорить о браке, который с самого начала оказался неудачным, и я только скажу, что мой бедный муж страдал наследственной болезнью.

Нервная система мужа была сильно потрясена после японской войны — у Цусимы; бывали минуты, когда он не мог совладать с собой; целыми днями лежал в постели, ни с кем не разговаривая. Помню, как во время одного из припадков я позвонила вечером Государыне, напуганная его видом».

Муж был болен, агрессивен, поэтому Анна не жила с ним под одной крышей. В 1908 году при содействии Анны Федоровны брак был официально расторгнут. Фрейлине от мужа не досталось ничего, кроме фамилии, под которой она и вошла в историю.

Потерпев неудачу в личной жизни, Анна посвятила всю себя служению императрице, цесаревнам и цесаревичу. Семья Александры Федоровны стала ее семьей.

В 1914 году началась Первая мировая война. Все обиды народа на государя, царскую семью и его окружение, позабылись. В едином порыве люди готовы были сражаться за свою Родину. На волне всенародного патриотического подъема даже барышни из знатных семей шли в сестры милосердия.

Императрица Александра Федоровна, цесаревны Анастасия, Татьяна, Мария и Ольга не могли оставаться в стороне. Государыней было создано несколько госпиталей для лечения раненых, а также уникальный Санитарный поезд.

Анна Вырубова была рядом с царицей и великими княжнами, участвовала во всех мероприятиях по оказанию помощи фронту, солдатам, раненым и инвалидам.

15 января 1915 года Анна ехала из Царского Села в Петроград по сестринским делам. Поезд потерпел крушение, фрейлина сильно ударилась головой, повредила ноги. Врачи были уверены, что Вырубова не выживет.

Однако 31-летней женщине удалось выкарабкаться, но ее жизнь изменилась навсегда: Анна стала калекой. Поначалу фрейлина передвигалась только в инвалидном кресле, затем — на костылях.

За полученную травму Анне была выплачена большая денежная компенсация, которую она полностью потратила на организацию в Царском Селе военного госпиталя.

В конце 1916 года лечение Вырубовой дало результаты, и фрейлина смогла ходить с палочкой.

Но вот наступил 1917-й. 23 февраля в Петрограде грянула революция, а уже 2 марта во Пскове царь Николай II отрекся от престола сначала в пользу сына Алексея, а затем, подумав, в пользу брата Михаила Александровича.

21 марта «Гражданин Романов», его семья и ближайшие сторонники были арестованы в Царском селе генералом Лавром Корниловым, представлявшим в тот момент Временное правительство.

Была арестована и Анна Вырубова. Несмотря на инвалидность, женщину отправили в Петропавловскую крепость. Временное правительство предъявило Вырубовой обвинение в шпионаже, предательстве и распутном поведении.

6 мая 1917 года состоялся продолжительный допрос Вырубовой, в ходе которого она рассказала подробности своих отношений как с царской семьей, так и с Распутиным.

Председатель — А знали вы, что этот Распутин был распутный и скверный человек?

Вырубова. — Это говорили все, я лично никогда не видела; может быть, он при мне боялся, знал, что я близко стою от двора. Являлись тысячи народа, масса прошений, но я ничего не видела. Во-первых, вы же знаете, ведь никакая женщина бы не согласилась любить его, ведь он старый человек; сколько же ему было, — 50 лет, я думаю.

Председатель. — А вы не замечали в этом страннике никаких особенностей, может быть, он целовался не три раза, а много больше, не только христосовался, а немного больше?…

Вырубова. — При мне — никогда, я ничего не видела. Он был стар и очень такой неаппетитный, так что я не знаю.

Анна наотрез отвергла все обвинения в связи со «старцем», но ей, конечно, не поверили.

Временное правительство поручило провести в Петропавловской крепости медицинский осмотр Вырубовой. Вскоре в тюремную камеру Анны прибыл врач-гинеколог. Проведя осмотр, медик развел руками: «Чиста, как агнец».

Для присутствовавшего при этом комиссара Временного правительства вердикт врача стал настоящим шоком: все считали Вырубову второй Мессалиной.

Тем не менее, Временное правительство, не нашедшее в деятельности Вырубовой состава преступления, решило выслать бывшую фрейлину за границу. Информация о высылке просочилась в газеты, и 29 августа 1917 года на перроне станции Рихимякки революционные солдаты сняли Анну с поезда. Женщину доставили в крепость Свеаборг в Гельсингфорсе, где она содержалась в заключении.

В конце сентября мать Анны, Надежда Илларионовна Танеева, обратилась к Льву Троцкому, который поспособствовал освобождению Вырубовой из Свеаборга. Впрочем, Анну сразу же доставили в Смольный, где она непродолжительное время находилась в заключении. Ее выпустили в октябре, но угроза нового ареста сохранялась.

После Октябрьской революции Анна могла потерять не только свободу, но и жизнь. Фрейлине приходилось скрываться у друзей, знакомых и даже в подвалах и каморках бедняков, которым она когда-то помогала. Узнать в Вырубовой блестящую даму императорского двора к тому времени было уже затруднительно.

В декабре 1920 года Анне и ее матери чудом удалось бежать из Петрограда в Финляндию, которая стала независимым государством. В Хельсинки Анна сменила свою фамилию, известную всей России, на девичью — Танеева.

В 1923 году в Карелии, в Валаамском монастыре Анна приняла тайный постриг и стала монахиней Марией.

В Финляндии Вырубова узнала о расстреле обожаемой царской семьи, пережила немецкую оккупацию, написала знаменитую книгу воспоминаний «Страницы моей жизни». Жизнь бывшей фрейлины была очень бедной, тихой и незаметной. Большую часть времени Анна проводила в молитвах.

20 июля 1964 года Анна Александровна Вырубова-Танеева скончалась. Бог подарил ей долгую жизнь — восемьдесят лет.

Закончить эту статью я хочу так, как заканчиваются мемуары Анны Вырубовой:

«Если было тяжело на дорогой Родине, то и теперь подчас одиноко и трудно без дома, без денег… Но мы со всеми изгнанными и оставшимися страдальцами в умилении сердец наших взывали к милосердному Богу о спасении дорогой Отчизны. «Господь мне Помощник и не убоюся, что мне сотворит человек».

Оцените статью
«Она же чиста», — поражено произнес комиссар
Бумага горит!