Она ничего не знала о физической стороне брака. Ничего! Мать, холодная и равнодушная королева Бельгии, интересовалась только своими лошадями. Отец даже не разговаривал с принцессой. Так что, когда Луиза Мария Амелия вышла замуж и отправилась в покои супруга, она перепугалась до дрожи в коленках.
Красивые сказочные иллюстрации рисуют великолепную жизнь принцесс: у них розовые шёлковые одеяла, пуховые перины, золоченая мебель… Увидев эти картинки, Луиза только бы рассмеялась. У неё была жёсткая металлическая постель, минимум игрушек и холодная вода для умывания. Девочку, которая родилась в 1858 году, никто не собирался баловать.
Она была дочерью короля Бельгии, Леопольда II и красавицы Марии-Генриетты, из австрийской династии. Родителей поженили ради династического союза, и любви в их отношениях не было даже с ноготок. Король хотел наследника, поэтому рождение трёх дочерей вызывало в нём ярость.
Только лишь с появлением долгожданного мальчика он чуть-чуть смягчился. Отныне всё внимание короля было адресовано сыну. Он даже не снисходил до общения с принцессами. Родные дочери были для него словно посторонние.
Мать, которая считала свой долг выполненным, детьми тоже не занималась. Достаточно нянь и гувернанток, считала она. Королева привыкла сиять, повелевать, кружить головы… Она и дальше увлекалась только этим.
«Мама любила своих лошадей больше, чем нас, — писала Луиза впоследствии, — она проводила на конюшне долгие часы, а в нашу детскую могла не заглядывать целыми днями».
Небрежность родителей к детям проявлялась во всём – девочек плохо кормили и неважно одевали, в их комнатках было холодно и неуютно. Никакой новой мебели – им отдавали только старые стулья и шкафы. Игрушки? Не нужно много, а то перестанут думать об учёбе. Разговоры по душам, семейные обеды? В бельгийской королевской семье не интересовались такими пустяками.
И тут гром среди ясного неба: десятилетний наследник престола простудился и скончался! Король и королева и прежде плохо ладили, а теперь и вовсе совершенно отдалились друг от друга. Дети остро чувствовали себя брошенными.
Когда Луизе исполнилось двенадцать, ей начали подыскивать жениха. Из Франции пришли вести, что кандидатуру принцессы с интересом рассматривает Наполеон III. Его сын, Наполеон Эжен, вошёл в нужный возраст, так почему бы не прислать сватов? Но в Бельгии о таком родстве думали с ужасом.
«Моя дочь и этот простолюдин? – Вскинула брови королева. – Этому не бывать».
Родство с Наполеоном в Брюсселе считали унизительным. Оттого-то так быстро, так поспешно, для Луизы нашли небогатого и совершенно ничем не примечательного жениха – Филиппа Саксен-Кобург-Готского. Принц выглядел унылым, но бракосочетание состоялось 5 мая 1875 года. В Брюсселе чествовали эту пару, и говорили, как молода и прекрасна юная невеста!
А ещё она была вопиюще несведуща в вопросах супружеской жизни. Она видела родителей только издалека, и они всегда держались отдалённо. Жизнь прислуги проходила вдали от принцесс. Да и вообще, в ту самую эпоху девушкам из знатных семей старались как можно меньше рассказывать о физиологии.
Они понятия не имели, что происходит в опочивальне за закрытыми дверями! Как появляются дети!
После свадебного пира Луиза отправилась в свои покои и выбежала из них, спустя несколько минут. Лицо её было перекошено ужасом.
— Мой муж хочет сделать со мной что-то страшное! – Кричала принцесса.
Дрожащая, рыдающая, она долго не могла успокоиться. Ей на помощь пришла… свекровь. Именно она отвела Луизу обратно, обсудила с ней некоторые вопросы и оставила с Филиппом. Долго ещё во дворце обсуждали эту историю.
Спустя несколько дней молодожёны отправились в Вену. Они были недовольны друг другом, и почти сразу начали жить, словно и не женились – у Филиппа был свой круг общения, у Луизы – свой.
Она с радостью присоединилась к компании, окружавшей кронпринца Рудольфа, и очень редко вспоминала, что вообще-то вышла замуж. Впереди у неё было еще много приключений, много взлётов и падений, о которых я обязательно расскажу.