В корсаже, у самого сердца, она хранила драгоценную бумагу: Генрих Наваррский подписал её своей кровью. В документе он обещал: когда станет королем Франции, то женится на Диане д’Андуэн. «Я отдала ему всё, что он хотел», — жаловалась графиня на Генриха. В 1591 году у неё появилась надежда: король ясно дал понять, что будет разводиться с Маргаритой де Валуа.
Все во Франции знали, что Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа поженились по воле родителей. Что их не связывали ни любовь, ни дружба, ни даже взаимное уважение. Если поначалу они сохраняли видимость добрых отношений, то со временем всё изменилось. К тому же, шли годы. Увядающая и располневшая королева Наварры так и не смогла подарить Генриху ребёнка.
Он всегда был ценителем женской красоты. К тому же, Генрих умел нравиться. И надо же было такому случиться, чтобы в 1582 году король познакомился с красавицей Дианой д’Андуэн, графиней де Гиш и де Граммон. Она была молодой вдовой, и до того прекрасной, что Генрих сразу принялся осаждать эту крепость.
В двенадцать лет Диану выдали замуж. Тогда она была худенькой девочкой с копной тёмных волос. За годы брака графиня де Гиш дважды становилась матерью, она расцвела, и теперь считалась одной из самых красивых женщин Беарна. Ей было двадцать восемь лет, она сохранила тонкую талию и одним своим взглядом могла заворожить человека куда менее стойкого, чем Генрих.
Влюблённость в Диану была похожа на помешательство. Обычно легко увлекающийся, Генрих слал ей пылкие письма, при всех осыпал поцелуями её руки, и говорил, что никогда в жизни у него не было женщины столь любящей, столь преданной и столь разумной.
«Прекрасная Коризанда», — как романтично называли Диану гасконские поэты – смело рассуждала о политике. Она давала Генриху дельные советы. И, что очень важно, помогала ему деньгами.
В руках графини де Гиш было огромное состояние, и влюблённая женщина бросила его к ногам Генриха. Когда наваррскому королю потребовалось собрать армию из двадцати тысяч человек, то их найм, обучение, обмундирование оплатила именно Диана.
Когда снова потребовались деньги, «Прекрасная Коризанда» отнесла в ломбард свои алмазы. Она заложила замок и продала несколько поместий. Ради Генриха она была готова на всё.
С одним лишь условием. Будучи вдовой, Диана легко могла вступить в новый брак. Но король всё ещё оставался женатым. Однако, если бы ему выпал шанс надеть французскую корону, можно было бы расторгнуть союз с постылой Маргаритой де Валуа.
Дело в том, что церковь шла навстречу, если пары 1) не имели детей, 2) были отправлены к алтарю против воли. А брак Генриха соответствовал двум этим условиям! Следовало только обратиться в Рим, и озвучить все аргументы…
Агриппа д’Обинье, ближайший соратник короля Генриха, позже рассказывал: Диана заставила любимого написать расписку, в которой он обязывался взять её в жены. Документ был написан кровью Генриха, и «Прекрасная Коризанда» хранила его, как зеницу ока.
И вот в 1589 году не стало короля Франции, Генриха III. Теперь законным наследником короны становился Генрих Наваррский! Графиня де Гиш мысленно праздновала победу, и была уверена, что в ближайшие год-два развод состоится. Быстрее вряд ли бы могло получиться, но Диана была готова ждать. Главное, что заветная расписка у неё! Быть ей следующей королевой Франции!
Ах, этот Генрих! Конечно, он и думать забыл про свои обещания. Тем более, что на горизонте появилась очаровательная и совсем юная красавица Габриэль. Коризанда, которая ждала его, помогала ему, давала советы, вмиг была забыта.
В 1591 году графине сообщили, что она «уходит в отставку». Плакать и гневаться было бесполезно. Король Франции и Наварры не любил шумное выяснение отношений. А расписка? Да что с того!
«Я отдала ему всё, что он хотел!» — жаловалась Диана на короля. Её слушали, ей сочувствовали. Но что можно было сделать? У короля свои предпочтения. Да и Маргарита оказалась крепким орешком, не так легко согласилась расторгнуть брак. Генрих начал настаивать, у него уже рождались дети с Габриэль, и, в конце концов, развод был получен.
Однако ни Габриэль, ни красавица Коризанда, не извлекли из этого ни малейшей выгоды. Габриэль внезапно умерла (и на этот счёт строили разные предположения), а король Генрих Четвёртый, обретя свободу, предпочел сделать предложение девушке из рода Медичи. Его второй женой стала Мария, родственница когда-то ненавистной ему тёщи, Екатерины Медичи.
Диана пережила Генриха на десять лет. Короля убили в 1610-м году на улице Медников, в Париже. Графиня де Гиш покинула этот мир в 1620-м. Расписку, как утверждали, она передала своим родным, а те берегли её вплоть до Великой Французской революции.
Есть версия, что к гибели короля Франции могла быть причастна, в том числе, и Диана. Она так и не смогла простить предательство человеку, которому отдала всё, что он хотел.