В этом году, летом, исполнится 100 лет со дня рождения Констанции Францевны Роек. Эта актриса ещё при жизни стала легендой Малого Театра. К сожалению киноплёнка почти не запечатлела её работы. Осталась только кинопостановка «Пигмалиона» 1957 года, где актриса блистает в роли Элизы Дулитл.
Юная Констанция в актрисы попала случайно. Не попади в Челябинск, где жила девушка, в эвакуацию Малый театр и Щепкинское училище, глядишь бы театральная стезя миновала её. А вместе с ней миновали бы её и все сложные театральные условия жизни, к которым она была органически не приспособлена.
В 1932 главу семейства Франца Роека арестовали, Констанцию с матерью из Москвы выслали. Волею судеб она оказалась в Челябинске, где попалась на глаза Вере Пашенной, которая уговорила её идти учиться.
В 1945 году молодая актриса дебютировала на сцене знаменитого театра в Москве. С первых ролей она обратила на себя внимание публики. Она сыграла Виолу и Себастьяна в «Двенадцатой ночи», Ларису Огудалову в «Бесприданнице».
Уже после этих двух ролей актриса стала звездой сцены, и театральные критики объявили её лидером поколения 1940-х годов. В 1949 году актриса получила звание заслуженной артистки РСФСР. И это было через 4 года после начала карьеры!
И все 1950-е годы актриса блистала на сцене Малого театра: Людмила в «Вассе Железновой», Маша в «Живом трупе», Анютка во «Власти тьмы», Лёля Егорова в «Северных зорях», Изабелла Совэн в «Ночном переполохе».
Но пожалуй наиболее её известная роль в пятидесятые годы была Элиза Дулитл в «Пигмалионе». Актриса ввелась в этот спектакль на смену Дарьи Зеркаловой. Последней уже было за 50 лет и играть девочку с цветами у стен собора св. Павла уже было воистину неправдоподобно. Разве что великой Алле Тарасовой на сцене МХАТа позволительно было играть Каренину до весьма почтенных лет.
Правда когда Анна Каренина в образе Тарасовой сообщала Вронскому, который был её младше на 30 лет, что она беременна, по залу шли смешки. Констанция Роек совершенно по-новому оттрактовала образ своей Элизы, украсила его совсем иными красками.
Стоит сказать, что Дарья Зеркалова очень по-человечески отнеслась к своей сменщице, и всё сделала, чтобы Констанция благополучно ввелась в спектакль. Если бы все актрисы были столь благосклонны к таланту Роек, то её театральная жизнь стала бы раем.
Но вскоре её жизнь в Малом стала больше похожа на ад. Малый театр всегда изнутри разрывали скрытые закулисные войны. А в середине прошлого века это обнажилось с особенной силой. Ибо в то время шла смена поколений. А вообще про сучьи войны Малого театра можно написать целый роман.
Сейчас уже сложно сказать кто именно участвовал в травле талантливой актрисы, трудно воспроизвести картину того как это было. Известно, что актрису поддерживали Екатерина Турчанинова, Вера Пашенная, мощная Татьяна Панкова, которая боготворила её и называла не иначе как Кастусенькой. Но кто стоял на другой стороне баррикад остаётся только догадываться.
В 1960-е годы количество новых ролей в театре у Констанции Францевны сократилось изрядно. Несмотря на то, что в 1967 году она получила звание народной артистки РСФСР, к ролям её стали подпускать крайне осторожно и выборочно. По углам шептались, будто народная артистка, выдержавшая тысячи спектаклей, боится сцены.
Один раз Констанция Роек потеряла перед выходом на сцену сознание и сразу пошла волна слухов, что она больна и психически неполноценна. Волна интриг, ниспровергающих всё до сих пор ею сделанное, усиливалась с каждым годом. Трагичной стала для Роек постановка Борисом Бабочкиным пьесы Горького «Дачники», где она получила роль Марии Львовны.
В последний момент перед выходом на сцену её буквально вытолкнула со сцены её конкурентка и стала играть роль вместо неё. Странно, что К. Роек даже не стала объясняться с Бабочкиным на эту тему.
Похоже, что тонкая душевная организация актрисы надломилась в конце 1960-х и уже не могла сопротивляться сложной театральной действительности.
В 1971 году Бабочкин, пытаясь реабилитироваться, уговорил её сыграть небольшую роль Жанны Густавовны в пьесе Горького «Достигаев и другие». Из крохотной роли любовницы барона, роли в несколько реплик, Роек сделала шедевр. Такое исполнение раньше называли концертным.
Но это уже был финал. Больше на сцену Малого театра, который она считала святыней, Констанция Роек никогда не выходила. Официально из театра её уволили и отправили на пенсию в 1975 году. И это всего-то в 52 года.
Большим поводом для зависти был её удачный брак с Виталием Дорониным. В театре и кино вообще не любят удачные браки и стараются всячески их расшатать и разрушить. Особенно стараются это сделать те, у кого своя личная жизнь не особо складывается. Доронин был звездой театра, но был человеком очень мягким, и не мог защитить любимую супругу.
Во время исполнения роли Иудушки Головлёва, в 1976 года, Виталий Доронин почувствовал себя плохо и в этот же день умер от инфаркта. Интересно, что в год смерти Виталия Доронина и практически в год исчезновения Констанции, на сцене Малого театра дебютировала их дочь Елена. Таким образом династия продолжилась.
Констанция Францевна прожила до 2005 года. Единственно, что она сделала за эти годы так это озвучила поэму «Анна Снегина» С. Есенина на радио. Она часто ходила на премьеры в Малый и другие театры. Классической затворницей не стала.
Часто бывала в Доме актёра, где сразу начинали шушукаться и говорить, что вот пришла та самая, знаменитая. Но она уже жила по другую сторону сцены. И какие чувства она переживала при этом знали немногие.
Когда актриса была ещё совсем юной ей цыганка нагадала короткую жизнь. Она долго находилась под впечатлением от услышанного. Но метафизический смысл предсказания скорей говорил не о физической, а творческой ранней смерти. Так что это было правдиво. Особенно было обидно, что никто из Малого театра не пришёл к ней на похороны. Интересно, помянут ли они её в день столетия?