«Спаси меня от моих демонов»

Он видел ее первый раз в жизни. Но это было не знакомство, а узнавание. Эта женщина его жена, просто еще не знает об этом.

Ее предупредили, что Михаил человек экспрессивный, даже почти буйный, очень хочет познакомиться. Во время репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель» на сцену выскочил человек в темно-синем сюртуке, худой, высокий, и восторженно схватил Надежду Забелу за руку: «Как вы прелестны! Какой чудесный голос!».

Он тряс ее руку, словно забыв, что перед ним живая женщина, но глаза Михаила Врубеля светились таким невероятным светом, что на секунду показалось, что они в этой зале совершенно одни.

Репетицию нужно было продолжать, но на следующий день Врубель пришел вновь. «Станьте моей женой!» — решительно произнес он. Удивительно, но именно сейчас он не казался сумасшедшим, а самым что ни на есть нормальным человеком, хорошо обдумавшим свое предложение.

— Я выйду за вас, если мне понравится, как вы нарисуете мой портрет! – кокетливо ответила певица.

Надежда Забела не была юной девушкой, ей было уже 25 лет и она неоднократно получала предложения руки и сердца. Красивая, статная, с великолепным сопрано и ярким актерским талантом, она всегда была окружена поклонниками. Но никому не отдавала своего сердца, посвятив свою жизнь оперному искусству. Казалось, она не создана для семейной жизни с ее размеренностью.

Михаил Врубель на двенадцать лет старше своей избранницы. Он уже известный художник, но работы его не все понимают. В театре, где на деньги мецената Савы Мамонтова ставят «Гензель и Гретель», Врубель создает декорации.

Он написал портрет Надежды Забелы. И той он понравился. Они стали проводить вместе много времени, беседуя и постепенно понимая, как много общего в их понимании жизни, искусства, любви. Эти двое уже не могли друг без друга. Свадьбу сыграли в Женеве.

Врубель обожал свою жену. Она была воплощение красоты и всех достоинств, для нее он создавал лучшие декорации, даже наряды. Не только сценические, но и повседневные. Не пропуская ни одной премьеры и стараясь бывать на всех репетициях, Михаил Врубель в этот период пишет прекрасные работы «Царевна-лебедь», «Принцесса Греза», «Пан» и много других.

В 1901 году Врубель начал работать над «Демоном», одновременно переживая сильнейшее эмоциональное переживание – его любимая жена ждет ребенка. Рождение сына стало огромным счастьем и одновременно трагедией для пары.

Мальчик родился с раздвоенной верхней губой. К Врубелю возвращаются симптомы депрессии, и постепенно его состояние становится все более и более угнетенным. Впервые он попадает в клинику для душевнобольных.

Нужно сказать, что это произошло не вдруг, Врубель долгие годы был подвержен резкой смене настроения, был то перевозбужден, то печален, то грубым, то наоборот. Новым ударом стала смерть сына, в котором Михаил Врубель видел художественный талант, равный своему, которого очень полюбил.

Болезнь вновь взяла верх над Врубелем. Он еще несколько раз оказывался в клинике, Надежда Забела находила врачей, настаивала, чтобы Врубеля лечили самыми современными методиками, и доктор Усольцев практически добился того, что художник смог вернуться домой. Он продолжал работать даже во время сильнейших приступов и несмотря на то, что терял зрение.

Даже в клинике, где больным не давали карандашей, он рисовал углем, а потом персонал все же уговорил руководство позволить дать Врубель бумагу и пастель. «Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — писал Врубель из клиники жене.

Жена была рядом и их любовь и забота друг о друге только усиливалась, вопреки переживаемым трудностям. К несчастью, у Надежды стал пропадать голос, сказались стресс и переживания. Но она выступала как актриса, в чем тоже была очень талантлива.

Но, несмотря на старания докторов, болезнь возвращалась. У Врубеля бывали галлюцинации, маниакально-депрессивные приступы, он почти перестал спать. За несколько месяцев до смерти он сказал жене: «Воробьи чирикают мне – чуть-жив, чуть-жив».

Последние дни Михаил Врубель провел в лечебнице. Слепой и уже смертельно больной, он просил Надежду Забелу петь ему, это была та чистая радость, что помогала ему возвращаться из окружавшей тьмы.

Надежда Забела пережила мужа на три года. Она угасла от чахотки.

Оцените статью
«Спаси меня от моих демонов»
«Таинственный уход Маркизы»