Лопоухий мальчишка бежал по школьному коридору. За ним, хохоча, мчались двое его одноклассников. Им было неважно, что он принц и наследник престола. А он ещё не научился давать сдачи. Одного из этих сорванцов уже нет в живых – однажды он слишком разогнался на дороге в Норфолке.
Второй едва может ходить, не слушаются ноги. А тот, за которым они гнались, 10 сентября 2022 года провозглашён государем. Потому что отныне он король, Карл!
Он родился в Букингемском дворце 14 ноября 1948 года. Бабушка и дедушка обожали его – первый внук, да ещё мальчик. А вот мать относилась к нему прохладно: он был её сменой, живым напоминанием, что ей самой уже наступают на пятки.
«Эмоционально они оказались очень далеки, — писала в своих мемуарах фрейлина королевы Елизаветы II, баронесса Гленконнер, — да и не было принято в то время, чтобы знатные матери сами занимались своими детьми».
Коронацию матери он запомнил яркими вспышками: ему ведь не было и пяти. А затем Чарльза оставили на полгода, поскольку её величество и герцог Эдинбургский отправились в турне по миру. Вместо матери с ним осталась гувернантка, мисс Пиблз. «Он очень мягок, — отмечала воспитательница королевских детей, — а вот у его сестры, у Анны, по-настоящему мужской характер».
Он редко умел настоять на своем. Застенчивость принца отмечали и родные, и придворные. Обеспокоенный отец решил вопрос на свой манер: он посчитал, что школа может закалить его характер. Гордонстоун, на северо-востоке Шотландии, славилась своими строгими порядками и требованиями к дисциплине.
Там никому не было дела, кто получает знания: принц или сын обычного баронета. Главное – сила воли и стремление к победе.
«Наши ученики должны равно познать горечь поражения и сладость успеха», — любил повторять основатель Гордонстоуна, Курт Хан.
Чарльзу, сыну королевы Англии, пришлось несладко. Когда наступило время каникул, он умолял родителей забрать его домой. Но герцог Эдинбургский был непреклонен – он сам учился в Гордонстоуне и был уверен, что сын просто капризничает. На самом деле, ситуация порой заходила далеко: принцу приходилось сталкиваться и с насмешками, и с преследованием одноклассников.
Он не сразу научился давать сдачи, но со временем это стало получаться. И те, кто однажды гнали его по школьному коридору, наконец, отстали. Они и подумать не могли, что жизнь однажды так изменится: этот медлительный Чарльз будет королём! Что за смех: король, Карл!
Ему нравилась химия, история, литература и французский язык. Гордонстоун принц закончил с хорошими отметками, да ещё в статусе старосты. Отец мог гордиться им… С 1958 года он официально носил титул принца Уэльского – так традиционно называют тех, кто в будущем может надеть корону. То есть, самых ближайших к трону после короля.
Старших сыновей или братьев правящего монарха, если у того нет детей. Но на протяжении сотен лет ни один из принцев Уэльских даже не пытался выучить язык своих владений. А Чарльз начал и преуспел! Теперь, бывая в Уэльсе, он обязательно вставлял в своё выступление изрядный «кусок» на валлийском. Надо ли говорить, что народ рукоплескал и кричал от восторга?
Как и все мужчины Британской королевской семьи, Чарльз проходил военную службу. Но он был первым среди Виндзоров, кто получил университетскую степень. Разумеется, были в его жизни и увлечения – мимолетные, ни к чему не обязывающие.
Наследник престола прекрасно понимал, что главный выбор сделают за него. Поэтому, когда в 1970 году он познакомился с Камиллой Шанд, никаких серьёзных намерений у него не сложилось… А уже год спустя принц понял, что влюблен по-настоящему.
«Эта девушка никак не подходит ему, — рассуждала принцесса Анна, — она легкомысленна!»
Королева была с ней полностью согласна. При первой возможности Чарльза отослали из Британии, на целых восемь месяцев. А пока его не было, Камилла сказала: «Да» Эндрю Паркер-Боулзу. Она никогда не была наивной, и прекрасно понимала, что надеяться на будущее с Чарльзом – просто нереально.
Однако расстояние не охладило чувства, а сделало их лишь сильнее. В Букингемском дворце шептались, что Чарльз может поступить как его дядя, Эдуард VIII — попробует отречься ради любимой. Поэтому следовало как можно скорее найти принцу невесту, и очень кстати подошла внучка леди Фермой, с которой дружила королева Елизавета II.
Поначалу Чарльз появлялся на публике с Сарой Спенсер, но, когда та дала неосторожное интервью прессе, принцу велели оставить её. Вердикт: ненадёжна. А вот Диана казалась очень кроткой, очень тихой. Прелестный юный ангел, смотревший на принца влюблёнными глазами.
Число их встреч до свадьбы было до смешного малым – тринадцать! И всё-таки, несмотря на разницу в воспитании, в характерах, в образовании (Диана даже не сдала выпускные экзамены в школе) их решили поженить. Позже будут с восторгом рассказывать, как Диана выбирала платье. С осуждением, как Чарльз прислал Камилле прощальный подарок – браслет.
Этот брак невозможно описать в несколько абзацев. Они оба были разочарованы, и оба отступили от супружеских обетов. Двое детей не сделали их семьей, но позволили какое-то время ещё играть на публику. Однако со временем стало понятно: им лучше порознь, чем вместе.
Расставание принца и принцессы Уэльских проходило под вспышки телекамер и сопровождалось сотнями статей в прессе. Возможно, со временем всё бы как-то улеглось, но смерть Дианы превратила её в национальную икону.
Некоторые чувства не ослабевают спустя десятилетия. Двору пришлось смириться: у Чарльза была только одна настоящая любовь, Камилла. И в апреле 2005 года они поженились. Церковное венчание заменила простая гражданская церемония. У Чарльза уже были наследники, продолжатели династии, и новых детей с Камиллой – ввиду возраста – уже бы точно не появилось. Протестовать не было причин.
Он занимался экологией и благотворительностью, спортом и продвижением новой классической архитектуры. Дети вступали в браки, в их семьях рождались дети… А он, в возрасте за семьдесят, всё ещё оставался принцем Уэльским. Терпеливым Чарльзом, Ждущим Чарли – как только не называла его пресса.
Конечно, он не мог желать смерти матери – они всё равно одна семья, несмотря на противоречия и разногласия. Но 8 сентября 2022 года его жизнь круто изменилась. Теперь он король Англии. Король, Карл! А если точнее – Карл III. Разумеется, у него на родине он останется Чарльзом. Карлом его называем мы, ведь это у нас принята латинизированная форма королевских имён.
Камилла получит титул Королевы-консорта. На этот счёт велось много споров, но Букингемский дворец уже уведомил мир: королева и точка. И это не единственный новый титул в самой знаменитой английской семье. Следующим в очереди на трон стоит принц Уильям, значит ему выпадет судьба именоваться новым принцем Уэльским. И, учитывая возраст Карла III, Ждущим Уилли его будут называть не так уж долго.