Скомпрометировать принцессу

Девушка казалась неживой. Она шла к алтарю, словно марионетка на ниточках – равнодушно, едва переступая ногами. Её «да» прозвучало едва слышно, монотонно. София Баварская не желала этого брака. Но по-другому поступить было нельзя. Совсем недавно её бросили практически у алтаря. Скомпрометировать принцессу решился не кто-нибудь, а сам король Баварии.

Пять дочерей герцогини Людовики были похожи на букет цветов – все прелестные, словно розы. Главной розой стала, конечно, Сисси – вышедшая замуж за императра. Но и остальные не подвели. Гордая Нене заключила союз с принцем Турн-и-Таксис, Мария-София стала женой короля Обеих Сицилий…

Пришло время подыскать супруга и для очаровательной Софии Шарлотты Августы. Она родилась в 1847 году, и её считали не только привлекательной внешне, но и очень образованной девушкой.

София увлекалась музыкой. Она бесподобно играла на фортепиано и прекрасно пела. Кто мог лучше оценить это дарование, чем влюблённый в музыку Людвиг Баварский? Утончённый король, обожавший Вагнера, стал переписываться с Софией.

Оказалось, что музыкальные вкусы Людвига она с восторгом разделяет. И семья стала строить планы. Ведь девушке восемнадцать лет! Какая сложится великолепная партия!

Говоря по правде, у красавицы Софии не было недостатка в женихах. К ней уже сватался португальский король Луиш, но он не понравился девушке. А ведь Луиш великолепно говорил на нескольких языках (его справедливо называли полиглотом), сам переводил Шекспира, легко играл на музыкальных инструментах и даже недурно писал картины…

Но что-то не совпало. Герцога Вюртембергского разборчивая невеста тоже отвергла. Да и сватовство брата австрийского императора завершилось ничем.

А вот с Людвигом завязалась оживленная переписка. Король-трубадур, король-поэт, заворожённый средневековой культурой, был изысканно-нежен с девушкой. В их посланиях не было ни намёка на плотское – только красота, только высокие материи… Однако мать Софии, прочитав несколько писем баварского короля, с удовлетворением кивнула: «Будет зять!».

Корона на головке Софии смотрелась бы очень хорошо… Но проходили месяцы, а Людвиг так и не решался попросить руки девушки. Мать короля недовольно хмурилась: ведь лучше невестки не найти! Скромная, умная, из прекрасной семьи, да ещё и красавица! Чего еще желать?

Откровенный разговор с сыном удивил королеву-мать. Оказывается, Людвиг и помыслить не хотел о каком-то браке! Его всё устраивало… Но так продолжаться не могло. Это ведь шаг к тому, чтобы скомпрометировать принцессу…

Людвигу пришлось «помочь». Брат Софии приехал в Мюнхен и аккуратно дал понять: вся Европа следит за событиями. Ведь речь идёт не о какой-то герцогской дочери, а о родной сестре австрийской императрицы! Поэтому-то и был сделан решительный шаг. Со вздохом Людвиг признал – да, в этом есть рациональное зерно. 21 марта 1867 года состоялась помолвка короля Баварии и принцессы Софии.

На торжество пригласили восемьсот гостей. Красавица София растерянно улыбалась. Она была великолепна в своем наряде в цветах баварского флага. Жених станцевал с будущей королевой кадриль, а потом отправился в театр. Уже тогда следовало задуматься — не очень-то он стремится к браку.

Но подготовка к свадьбе шла полным ходом. Во дворце для Софии готовили покои. Для венчания была заказана невероятной красоты карета. А однажды среди ночи Людвиг приехал в Поссенхофен, в летнюю резиденцию баварского герцога, чтобы… София могла примерить корону. Обескураженная будущая родня улыбалась, но каждый задал себе вопрос: «А с ним всё в порядке?».

Для Софии задумали специальную фотосессию. И вот здесь история становится ещё интереснее! Утверждали, будто бы принцесса не на шутку увлеклась… фотографом! Это был не просто рядовой человек, а представитель богатой и известной семьи Хафштенгель.

Шептались, будто бы София уже пожалела о помолвке с королем Баварии, и готова убежать со своим возлюбленным. У неё, действительно, было несколько встреч с фотографом, и даже сохранились пять писем к нему. Однако принцесса вовремя взяла себя в руки. Недоразумение было исчерпано.

А Людвиг опять тянул время. Нужно было принимать решение, назначать дату свадьбы, но этого не происходило. Тогда отец Софии написал государю письмо: доколе? Когда вы прекратите компрометировать принцессу? В ответ было отправлено холодное уведомление, что Людвиг разрывает помолвку. Баварский король оскорблён давлением возможной родни.

«Ваш жестокий отец развёл нас». — написал Людвиг своей несостоявшейся невесте.

Побелевшая София не показывалась их своих комнат несколько дней.

Срочно требовалось сохранить лицо. В кратчайшие сроки организовали знакомство принцессы с внуком французского короля Луи-Филиппа, с герцогом Алансонским. Молодые люди понравились друг другу, а еще их так активно подталкивали к решению, что в июне 1868 года герцог попросил руки Софии. На этот раз все зааплодировали: да! да!

Говорили, что Фердинанд был по-настоящему влюблен. Что он действительно хотел этого брака. А вот София… пошла на этот шаг прежде всего потому, что знала – она и без того скомпрометирована. Теперь нельзя выбирать. Венчание было торжественным, но не очень пышным. Невеста казалась неживой. Она говорила то, что ей полагалось, но на её лице никто не заметил признаков счастья…

Оцените статью