«За 22 года сын даже внуков к матери ни разу не привез. Ия их и не видела». Ия Арепина: месть режиссера, забвение и неблагодарный сын

За дверью гримерки послышался шорох:

— Минутку, – крикнула Ия через плечо, понимая, что дверь вот-вот распахнется. Она ловкими движениями торопливо избавлялась от грима. Вопреки ее просьбе дверь все же распахнулась.

— Дорогая, ты без этого грима еще чудеснее. Давай сегодня проведем вечер вместе, тем более тебе завтра не нужно быть на съемочной, твоя роль не задействована!

Не успев развернуться, актриса оказалась в крепких мужских объятиях. Маленькую гримерку наполнил крепкий запах перегара и табака.

Такой наглости она никак не ожидала и с размаху, инстинктивно влепила наглецу пощечину.

— Сильно, но я все равно жду тебя сегодня на съемной квартире, адрес возьмешь у секретаря, — сообщил наглец и выше прочь…

Детство «фиалки»

В середине лета 1930-го в мордовской семье Арепиных родилась девочка, которую назвали Ия. Отец девочки слыл среди односельчан культурным и образованным человеком, он прекрасно разбирался в русской классике, играл на разных музыкальных инструментах.

Своим необычным именем дочь обязана именно отцу. Кстати, Ия в переводе с греческого языка обозначает «фиалка».

У мамы были крестьянские корни. В отличие от отца она была совсем не образована и даже грамоту знала плохо. Вероятно, от папы Ия переняла любовь к культуре и искусству. Близкие замечали, что в девочке есть актерские задатки.

После уроков Ия бежала в театральный кружок, где участвовала во многих спектаклях. Ну и, конечно, особой любовью она пылала к кинематографу.

С началом войны пришли новые трудности и лишения, нужда и голод. Чтобы прокормиться, все лето и осень Ия с сестрой ходили в лес: собирали ягоды, грибы для заготовок. Только благодаря собирательству и выживали.

Отца в самом начале войны забрали на фронт. Годы войны не ожесточили его, и после возвращения он был все таким же открытым и мягким. Мама, наоборот, была довольно суровой и требовательной.

Бровки дугой

Вскоре после войны Ия Арепина заканчивает школу и твердо решает стать профессиональной актрисой. Девушка подает документы во все театральные вузы. Сдать вступительные экзамены она смогла только во ВГИК.

Арепина с первого мгновения поразила приемную комиссию своим необычным образом. Девушка из глубинки с горящим взглядом, для пущей убедительности выщипала свои белесые брови и пририсовала жирным черным карандашом огромные дуги вместо них. Увидев абитуриентку, комиссия пришла в замешательство.

Ия встала в горделивую позу и выразительно прочла отрывок произведения Максима Горького «Мать». Члены комиссии по достоинству оценили выступление соискательницы на место.

Привыкшая к деревенской жизни Ия не сразу адаптировалась к городской жизни. На родине девушка привыкла пешком ходить из города в деревню и обратно.

Вот и в Москве первые месяцы студентка поднималась спозаранку, чтобы добраться до института, отмотав при этом почти с десяток километров. Только позже она поняла, что гораздо быстрее и проще добираться до места учебы на трамвае.

Первые роли и сногсшибательное начало карьеры

Свой первый театральный опыт начинающая актриса приобрела в самом начале студенчества. Она получила главную роль Снегурочки в одноименной постановке, а позднее отлично справилась с ролью Шурки в «Егор Булычев и другие».

В 1954 году Арепина получила заветный диплом. Ию берут на работу в театр-студию киноактера.

Фильмография Ии тоже начала пополняться, дебютным стал фильм «Степные зори» Леона Саакова. В нем Арепина сыграла главную роль. Но по неизвестным причинам в прокат лента так и не вышла – осталась пылиться на полке в архиве.

Более удачливым проектом с участием актрисы стал фильм 1954 года «Большая семья», который получил награды Каннского кинофестиваля в категории «Лучший актерский состав».

И, действительно, наряду с Ией Арепиной в нем снялись такие блистательные советские актеры, как Клара Лучко, Алексей Баталов, Екатерина Савинова. Но, к сожалению, «Золотая пальмовая ветвь» досталась мелодраме «Марти». Хотя жюри высоко оценило работу советских кинематографистов.

Арепину знали и любили не только в СССР, но и в ГДР, в Финляндии и даже в стране Восходящего Солнца. Все это благодаря сказочной роли в картине-сказке «Илья Муромец», где Ия сыграла возлюбленную былинного богатыря Алеши Поповича.

Но настоящая слава пришла к актрисе после роли Маши Мироновой в картине «Капитанская дочка» по повести Александра Сергеевича Пушкина. Ее коллегами по съемкам стали Вячеслав Шалевич и Олег Стриженов. 

Картина вызвала небывалый триумф в 1959 году на кинофестивале в швейцарском городе Локарно, затем получила признание у профессионального сообщества в Ванкувере и Монреале, на Всесоюзном фестивале кино в Киеве.

Черный список

В 60-х стремительно развивающаяся карьера актрисы резко пошла на спад. Она вдруг стала персоной нон-грата. Ее практически перестали снимать, а если и доставались роли, то незначительные.

Спрашивается, как на самом пике популярности, когда ты успешна и тебя знают далеко за пределами Союза, ты вдруг попадаешь в опалу?

Причина была стара, как мир. Иван Пырьев был далеко не последним человеком в мире кинематографа. Вот только помимо таланта водился за ним немалый грешок – слишком любил провести время в обществе молоденьких актрис. Об этом знали все. В том числе и жены режиссера.

Пырьев пригласил Ию в свою картину на главную роль. В самом начале съемок он завалился к ней в гримерку с «щедрым» предложением. Он будет снимать Ию в главных ролях в своих фильмах, но при маленьком условии, актриса будет «добра» к нему.

На удивление режиссера, девушка оказалась не робкого десятка и отвесила нахалу хлесткую пощечину. После этого актриса, ни минуты не раздумывая, собралась вещи и ушла.

Здесь бы Ие стоило остановиться и задуматься о будущем, но она настолько была уверена в своей правоте, что без тени сомнений сообщила «куда следует». Мол, так и так, лауреат сталинских премий домогается и предлагает непотребные вещи.

Конфликт на тот момент все же удалось замять. Режиссер продолжил работать как ни в чем не бывало, зато Арепина отныне, как неугодная артистка, да еще с ярлыком скандалистки, была уволена. 

Теперь ее имя значилось в черном списке. Стоит сказать, что Ия не единственная, чья карьера рухнула из-за ущемленной гордости ловеласа. Но это уже другая история…

С тех пор творческая биография талантливой актрисы пошла по наклонной, самое лучшее, что ей могли предложить – это незначительные роли в эпизодах. Ия понимала, откуда у всей этой истории «ноги растут», но поделать ничего не могла.

От безысходности она принимала предложения сниматься в эпизодах, но делала это без энтузиазма.

После развала отечественного кинематографа в 90-е Арепиной, как и другим актерам, стали предлагать съемки в рекламе. Таких методов заработка она даже не рассматривала. Актриса мечтала обучать детей актерскому мастерству, но этим планам так и не удалось осуществиться.

Кстати, последняя супруга Пырьева Лионелла категорически отвергла все обвинения Арепиной, заявив, что актриса все выдумала. Пырьев же был тишайшим и скромнейшим мужчиной в мире… Остается только гадать, что же тогда стало причиной забвения Ии.

Первая любовь

Зато личная жизнь била ключом…

С первым мужем актриса познакомилась на съемках киноленты «Степные зори» во время учебы во ВГИКе. Именно на съемочной площадке судьба свела оператора Юлия Колуна и начинающую актрису.

Вскоре после этого Ия и Юлий подали заявление в отделение ЗАГС, расписались и стали жить вместе. Через некоторое время у семейной четы родился первенец, мальчика назвали, как и отца – Юлием.

Брак не продлился долго: взрывным, импульсивным, творческим натурам вместе было тяжело и некомфортно. Вскоре последовал неминуемый развод.

Второй брак

Вторым избранником Арепиной стал Вадим Мильштейн, переводчик-синхронист. В отличие от первого брака, этот союз продержался чуть дольше, шесть лет. Молодые люди страстно хотели иметь детей, но Ие никак не удавалось забеременеть.

Может именно этот факт и стал причиной разрыва отношений. Как бы то ни было, супруги стали часто ссориться. Как результат – очередной развод.

«Причиной моих расставаний с мужчинами всегда был мой сложный характер, — считала Арепина, — слишком многого требовала от своих мужей. Я их очень сильно любила и в ответ требовала подобное отношение. Жаль, но оказалось, что такая ноша им была не под силу».

На бытность второго брака пришелся разлад с Пырьевым. Конечно, неустроенность в карьере сказалась и

Рождение дочки

Ия Арепина, разочаровавшись в мужчинах, связывать себя узами брака больше не хотела. Но желание родить ребенка было такое сильное, что, вопреки всему она решилась на рождение второго ребенка.

Когда и где Ия познакомилась со своим новым кавалером, она не рассказывала. Говорила лишь, что избранник был младше ее. В начале 1968 года состоялось радостное событие, актриса родила дочь Ладу.

Отца девочки Ия Андреевна к воспитанию Лады не привлекала, да и впускать кого-то в свою жизнь наша героиня больше не хотела. Ладу она воспитала в одиночку.

Жизнь после…

Арепина никому и никогда не рассказывала о своей жизни после ухода из театра. Эта женщина была несчастна и одинока, видимо, несправедливое отлучение от кинематографа оставило неизгладимый рубец на ее сердце.

Женой сына Юлия стала популярная телеведущая Алла Волкова, та самая, которая в девяностые вместе с Борисом Крюком вела популярную тогда передачу «Любовь с первого взгляда». Кстати, Юлий с Аллой не были оригинальными и старшего сына тоже назвали Юлием.

Отношения с сыном Юлием были далеки от идеальных. Невестка и сын не спешили навещать бывшую когда-то знаменитой родственницу. «За 22 года сын даже внуков ни разу не привез. Ия их и не видела», — вспоминала подруга актрисы.

Единственной отдушиной для пожилой актрисы стали дочь Лада и внук Артем. Они окружили Ию заботой и вниманием, к сожалению, общение этих родных и близких людей длилось недолго.

Ия Арепина ушла из жизни в июле 2003 года. Трагедия произошла ранним утром. Среди ночи у актрисы случился приступ астмы. Пожилая женщина долго терпела и, не желая будить дочку и внука, не пошла за лекарствами на кухню.

Когда решилась, то было уже поздно, сердечный приступ унес жизнь замечательной актрисы на 74-ом году жизни…

Оцените статью
«За 22 года сын даже внуков к матери ни разу не привез. Ия их и не видела». Ия Арепина: месть режиссера, забвение и неблагодарный сын
Первая челюсть Габсбургов. И как ее маскировал ее хозяин, крутивший любовь с собственной бабушкой