Выдавленный из профессии Леонид Дьячков и его остросюжетный жизненный сценарий

7 мая Леониду Дьячкову могло бы исполниться 84, но четверть века назад он трагически умер, сложив крылья в бессильном стремлении изменить мир к лучшему.

Его жизнь можно назвать насыщенной и сложной, наполненной не только тяготами военного времени, потерей любимых, но и собственным стремлением жить на износ, стараясь сделать жизнь вокруг себя глубже и духовней.

Родившийся в 1939-м, Леонид пережил военное детство, эвакуацию семьи в Свердловск, где его отец, негодный к строевой из-за увечья, работал начальником цеха по производству двигателей. Уже тогда пятилетний Леня выступал перед ранеными солдатами, читая стихи, и мечтал стать артистом.

А потому после школы отправился в Ленинградский театральный институт имени Островского, после которого выбрал местом работы Театр Ленсовета, где блистал новый режиссер Игорь Владимиров и его муза Алиса Фрейндлих. Талантливого артиста сразу поставили на главные роли — в пьесах Зорина и Арбузова.

Но артисту мало было просто воплощать героев на сцене — он мечтал изменить театр, сделать репертуар более глубоким и драматическим. Только благие намерения привели Леонида Дьячкова к увольнению из театра, поскольку его идеи не совпадали с видением руководства.

Его называли артистом «с бурей внутри», который на сцене старался найти отклик в глазах и сердцах зрителей, выводя на диалог. Со временем Леонид Николаевич стал тяготеть к классике, сложным и мрачным персонажам, которых в Театре Ленсовета у него почти не было. Артист хотел попробовать себя в режиссуре и поставил спектакль «Преступление и наказание» — очень достойно поставил.

Но свей серьёзностью работа не вписалась в репертуар театра. Между Владимировым и Дьячковым назревал конфликт: артист считал, что драматург слишком увлёкся развлекательными постановками и тем самым губит самую суть и предназначение театра.

Леонид Николаевич ходил в Управление культуры с требованием разобраться в ситуации и позволить ему изменить положение, взяв на себя обязанности худрука. В ответ артиста уволили по причине профнепригодности.

Не лучше дела обстояли и с кинематографом: поначалу Леонид Николаевич получал яркие роли.

После фильма «Принимаю бой» артист был нарасхват и с удовольствием брался за разноплановые роли. В «Крыльях» Ларисы Шепитько он играл летчика, в картине «Ты и я» — нейрохирурга, у Элема Климова — незадачливого жениха.

В 70-е он был популярен и востребован. А в 80-х…

*

Загадочному, обаятельному, интеллектуальному мужчине, как ни странно, и в личной жизни не очень везло, хотя женщины притягивались к нему как магнитом.

Первой избранницей Дьячкова стала актриса Елена Маркина, с которой он учился. На последнем курсе вуза студенты поженились, а в середине 60-х Елена перешла вслед за мужем в Театр Ленсовета. У супругов появились сыновья Филипп и Степан, казалось, что еще нужно для счастья? Но постепенно отношения между Еленой и Леонидом ухудшились, и в 1980-м они развелись.

80-е годы стали для артиста тяжёлым испытанием. В 1980 состоялся болезненный развод с супругой. В 1984 Дьячкова уволили из театра Моссовета. В 1986 разбился в автокатастрофе его 24-летний сын Филипп. А в 1987 на концерте в «Октябрьском» он за кулисами получил сотрясение от удара по голове упавшей балкой, вследствие чего позже развилась опухоль головного мозга.

Мечтая обрести душевный покой и личное счастье, Леонид Николаевич ответил на чувства актрисы Инны Варшавской. Но через несколько лет жизни в мире и согласии любимая женщина скончалась от рака. Он ушел в себя, осмысливал собственную судьбу, поступающую с ним так жестоко, писал картины… Даже издал мемуары — «Внутренний монолог актера на социальные роли».

Сцена все же вернулась в жизнь Дьячкова: он устроился в Академический театр драмы имени Пушкина. И в 1989-м сделал третью попытку устроить личную жизнь — женился на художнике по костюмам Татьяне Томашевской. Избранница гордилась талантами мужа и с горечью осознавала, как его недооценивают в звездных кругах.

Супруги переехали в новую квартиру близ Троицкого собора, что показалось Дьячкову знаком. Он стал часто ходить в храм молиться, пытаясь докопаться до сути: почему же его жизнь пошла под откос?

Сперва Дьячков угодил в психиатрическую клинику, затем последовал год лечения в Мариинской больнице, пока выяснилось, что причина страданий кроется в опухоли мозга.

Осенью 1995-го артист выписался из клиники. В конце октября по телевидению было показано несколько старых фильмов с его участием. Посмотрев их, актёр впал в депрессию.

Больше супругам увидеться не довелось.

Вечером 24 октября Дьячков смотрел фильм «Ты и я», в котором его герой стоял на охоте перед выбором — жить или не жить, а утром 25-го он решил для себя этот вопрос, шагнув с балкона своей квартиры на четвёртом этаже. В предсмертной записке, оставленной на рабочем столе, было одно слово: «Пора…».

Татьяна тяжело пережила уход супруга. Но и спустя годы в память о нём постоянно пересматривала фильмы с его участием, последним из которых стал «Черный аист».

Оцените статью
Выдавленный из профессии Леонид Дьячков и его остросюжетный жизненный сценарий
Короткая жизнь «рыцаря плаща и шпаги» — «принца сердец» Жерара Филипа