«Вы не маха!» : безумие любви Франциско Гойи

Он в ярости рвал бумагу и рисовал ее портрет вновь и вновь. Уголь, карандаш, чернила, в ход шло все, что попадалось под руку. Он будто желал захватить ее душу, подчинить себе эту дерзкую и своенравную женщину.

— Я не стану рисовать вас махой! В вас нет ничего от простолюдинки и не смейте указывать мне, как нужно работать! – Франсиско Гойя отбрасывал палитру и убегал из мастерской, оставляя разъяренную недовольную подругу.

Он ревновал ее так безумно, так бешено. Ему уже почти пятьдесят, а она цветущая молодая двадцатилетняя красавица, кто поверит, что герцогиня Альба полюбила душу художника, что их связывает неподдельная страсть. А что если на следующем балу она встретит молодого и знатного красавца, который навсегда отнимет ее у Гойи? Ревность сжигала, сводила с ума.

Они встретились на балу при испанском дворе. Франсиско Гойя был только что удостоен звания придворного художника. Он ждал этого так долго, слишком долго. Уже не молодой человек, слышавший много отказов и ведущий борьбу за признание, за финансовую независимость.

Его вечно беременная жена всегда чем-то недовольна, ведь на ее попечении девятнадцать детей. Ему сорок пять лет, не красавец, не богач, известность еще только нашла дорогу в мастерскую Франсиско Гойи.

Мария Каэтана де Сильва де Альба, невероятная красавица, брюнетка с копной буйных кудрей, бледной кожей, кажущейся прозрачной, огромными черными жгучими глазами. Она — звезда на небосклоне мадридского двора, ей нет соперниц.

При первой встрече она гордо и с некоторым презрением объявляет художнику, что жилет шитый золотом вовсе ему не идет, а в холщовых штанах и свободной рубахе он выглядел бы достойнее.

Да как она посмела! Она, она, пустышка золоченая, кокетка, дьяволица! Если бы только она еще хоть раз посмотрела в его сторону.

В тринадцать лет Каэтану де Сильва, наследницу герцога Альба, выдали замуж за одного из знатнейших и богатейших грандов Испании Хосе Мария Альвареса де Толедо и Гонзага. Рано ощутившая силу своей красоты, она прекрасно знала, что стоит ей оказаться в обществе, как все взгляды будут прикованы к ней. Увековечить свою красоту она пожелала доверить Франсиско Гойе.

Но прежде, чем художник начал работу над портретом, они провели вместе много времени и постепенно их связало нечто большее, чем отношения мастера и натурщицы. Это была любовь, страсть.

Художник тяжело заболел. Результатом стала частичная глухота. Как самая нежная и заботливая сиделка герцогиня Альба была рядом. «Теперь я наконец-то понял, что значит жить!» — восклицал влюбленный художник.

Он написал ее в простом белом платье, опоясанную красным шарфом. А после смерти мужа Каэтаны был создан еще один портрет, который Гойя никому не показывал. На нем герцогиня Альба в черном платье и кружевной мантилье украсила тонкие пальцы двумя кольцами – на одной руке кольцо с именем «Альба», а на другом кольце надпись «Гойя». Внизу портрета на песке подпись «Solo Goya» («Только Гойя»).

Целый год вдова не появлялась в обществе. Художника съедала ревность, ведь теперь — богатая и свободная — она может выбрать себе любого мужчину из самых знатных и богатых красавцев. О, как он ненавидел ее за свободные, даже дерзкие речи, за ее красоту и смелость.

Она требовала написать ее в костюме махи, испанской горожанки, простолюдинки. Он отказывался, не желая писать то, чего не существует. «Вы не маха и не можете быть ею, свободная юбка и крестьянский корсаж будут смотреться на вас глупо и неестественно!» — восклицал он.

Между Гойей и герогиней Альбой словно пробежала черная кошка. В отместку ревности и скандалам она и вправду завела себе возлюбленного. А художник казалось сошел с ума, сосредоточившись на цикле работ «Капричос», где изображал ведьм, демонов и колдунов, бесов и грешников. Инквизиция строго дала понять, что если он продолжит в том же духе, окажется на скамье подсудимых.

И все же возлюбленные вновь соединились. Заставив замолчать собственные несогласия, он решился написать Каэтане Альбу такой, ка она просила. Появились «Маха одетая» и «Маха обнаженная», где угадываются черты его возлюбленной. «Маха одетая» висела в гостиной герцогини Альба, а вот «Маха обнаженная» была надежно спрятана.

Не прошло и года после этого, как герцогиня Альба скончалась. Она заболела чахоткой и угасла, словно звезда мелькнула на небосклоне и исчезла.

Гойя был безутешен в своем годе. Десять лет он любил лишь одну женщину и вот ее не стало.

Оцените статью