Та, которой любовались

В ночь у Марии начались сильные схватки, а под утро она родила девочку. Врач, принимавшая роды, сказала:

— У вас дочка. Как малышку назовете? Надо чтобы имя сочеталось с вашей красивой фамилией.

Маша Извицкая, молоденькая учительница географии, с любовью посмотрела на маленький пищащий комочек, и ответила:

— Мы с мужем еще не решили.

— Назовите Изольдой. Изольда Извицкая! Красиво звучит?

— Очень красиво.

Так и случилось. Девочку, появившуюся на свет в Москве 21 июня 1932 года, с легкой руки доктора, назвали редким именем Изольда. По крайней мере, так гласит легенда. Имя, которое Извицкие дали своей дочери, в переводе с кельтского означает «красавица», «та, которой любуются».

Семья Извицких приехала в Дзержинск в 1934 году, когда Изе не было и двух лет. Ее отец — Василий Герасимович, химик по образованию, учился в Москве в Военно-пиротехнической школе. Во время этой учебы и родилась Изольда. Свое первое распределение Извицкий получает в город Рыбинск, а затем был направлен в Дзержинск, на закрытое химическое предприятие военного значения.

Детство и юность Изы прошли в квартире в центре города, выстроенном в начале 30-х, в доме № 4 по переулку Жуковского. В 1941 году в семье родился сын Женя. Мать поощряла в детях занятия музыкой и искусством.

Изольда росла хорошенькой русоволосой девочкой, веселой и общительной. В нее были влюблены все окрестные мальчишки. Извицкая была всегда окружена друзьями и занималась сразу в нескольких кружках, в том числе и в драматическом, под руководством Бориса Райского в Доме пионеров.

Десятиклассница Изольда Извицкая записала в своем дневнике:

«Как мне хочется стать артисткой, учиться в театральном институте! Если бы моя мечта осуществилась, я бы обязательно очень хорошо училась. Только вот насчет таланта сомневаюсь. Мечта чудесная, но только невозможная… Нет, нет! У нас ведь всё возможно! Почему бы мне не стать артисткой?»

Прямо со школьного выпускного весь класс отправился провожать Изу на ночной московский поезд. Извицкая, захватив аттестат и заранее собранный чемоданчик, поехала поступать во ВГИК на актерский факультет. И поступила с первой попытки, несмотря на то, что абитуриентов было 800 человек, а мест всего 16.

Педагоги сразу же отметили красоту и талант Извицкой. Сокурсниками Изольды были будущие звезды — Руфина Нифонтова, Юрий Белов, Леонид Пархоменко, Надежда Румянцева и Майя Булгакова. Через год к ним присоединилась Татьяна Конюхова, ставшая подругой Изы.

Татьяной Георгиевна Конюхова вспоминала:

«Конечно, хороша собой Изольда была невозможно. У нее была кожа нежная – такой, знаете, «французский фарфор». Ресницы большущие – как веера. Когда она их поднимала, там открывалась такая глубина, такой удивительной красоты глаза – как будто ты в омут заглядываешь, в какую-то тайну тайн.

При этом глаза на вас смотрели наивные, чистые. И начинало все лицо светиться – меня это так поражало в ней! Мы с Изольдой жили во вгиковском общежитии в одной комнате – наши койки стояли рядышком. Мы подружились!

Я ее воспринимала как мягкую, очень ласковую, добрую, искреннюю – от нее солнечное тепло исходило при общении. Знаете, кого она мне напоминала? Кошечку! Такую, как иногда сейчас в рекламе показывают: идет не спеша по лестнице пушистое существо, хвост трубой!

Любимое ее словечко было «лапа». Когда она высказывала свое одобрение, она мне говорила: «Ой, Танюшка, ты такая лапа!» Честно вам скажу: в те студенческие годы вообще ничего не предвещало такой ее судьбы…»

Будучи студенткой, Изольда соглашалась на все предложенные роли, даже не читая сценарий. Извицкая не раз писала маме и подругам о том, что ей так хочется сыграть «яркое, сильное, в то время, как ей предлагают все какое-то мелкое, несущественное, бытовое».

На съемках фильма «Первый эшелон» режиссера Михаила Калатозова Иза познакомилась с молодым актером Эдуардом Бредуном, который вскоре сделал ей предложение.

Многим знакомым их брак казался мезальянсом: Изольда была романтичной, возвышенной, ранимой, а Бредун казался примитивным и грубоватым, да к тому же моложе на два года. А ведь вокруг Изольды вились такие столичные поклонники!

«Бредун был человеком, падким на внешние проявления успеха. Наверное, он мечтал, чтобы у него жена была из какого-то знаменитого рода, из каких-нибудь породистых семейств…

В кино он играл своих «в доску» парней, этаких рубаха-парней. И хотя Бредун не был лишен какого ни было бы таланта, он у него был какой-то ядовитый, характеризующий ущербных, злобных людей. Недаром Бредун сыграл в фильме «Первый эшелон» персонажа, который овладевает героиней Изольды», — говорила Татьяна Конюхова.

На момент замужества Изе было двадцать три. Свадебное застолье продолжалось несколько дней. Извицкая тогда впервые попробовала алкоголь и ей стало плохо. Но муж без вина не представлял себе ни один праздник.

Изольда иронически писала подруге о своем замужестве:

«Извицкая — идиотка. Вышла замуж. Да-да. Это реальное дело. Факт в паспорте. Но ты не огорчайся, мой котенок.

Она, эта дрянная девчонка, которая называется актрисой, все такой же баламут и ничего не понимает в жизни.

Она каждый день ссорится со своим мужем по поводу: кто глава семейства. Так еще и не выяснили»…

Жизнь молодых супругов шла своим чередом. Фильм Григория Чухрая «Сорок первый» о страстной любви девушки-красноармейки и пленного белого офицера, где Извицкая снялась с Олегом Стриженовым, имел ошеломительный успех.

На роль Марютки пробовали много молодых актрис, среди которых были Руфина Нифонтова, Екатерина Савинова, Светлана Харитонова, но Изольда обошла всех и сыграла блестяще.

Ей удалось передать силу внезапно просыпающегося чувства к белому офицеру и страшный трагизм развязки.

Это был успех! Фильм вышел на экраны страны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями. Через год его повезли на Каннский кинофестиваль, где фильм оценили.

«Сорок первый» был в числе номинантов на «Золотую пальмовую ветвь». Критики сравнивали Изольду Извицкую с Мэрилин Монро, а Олега Стриженова называли советским Жераром Филиппом.

Правда, поначалу французские журналисты встретили приезд советской делегации насмешливо. Один журналист написал, что в Канны прибыла делегация из Москвы, в которой присутствует Изольда Извицкая, «актриса с ногами степного кавалериста» в безвкусном нарядеДа, на фоне звезд в нарядах от кутюр, мехах и бриллиантах наряд Изольды был очень скромным.

Это была провокация, так как Извицкая могла поспорить внешностью с любой кинозвездой. Однако актриса восприняла этот выпад очень серьезно, расплакалась и впала в депрессию.

Олегу Стриженову пришлось потратить много сил, чтобы разубедить Изу в этом. В подтверждение его слов популярные журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и «Паризьен либре» вышли с портретами Извицкой на обложке.

Начались зарубежные поездки, выступления, кинофестивали, банкеты. За короткое время Извицкая посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес…

Вернувшись в Москву, Изольда застала в своей однокомнатной квартире во 2-ом Мосфильмовском переулке веселую компанию во главе с мужем и тут же была усажена за стол:

— Давай выпьем за твой успех!

По инициативе Бредуна начался длительный период домашних застолий с крепкими спиртными напитками. Дом супругов был хлебосольным и гостеприимным, а двери в него не закрывались ни днем, ни ночью.

Киновед Арон Бернштейн рассказывал:

«Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять ее, обвиняя в пьянстве.

Влияние алкоголя на ее хрупкий организм было разрушительным: уже скоро у нее становится невнятной речь, она неожиданно для окружающих начала терять координацию движений, уходить в небытие…

Актеры рассказывали мне, что во время кинофестиваля в Горьком из комнаты гостиницы, которую занимали Бредун и Извицкая, был слышен такой разговор:

«Мне плохо, Эдик… Я больше не могу пить эту гадость». — «А ты опохмелись, легче будет». Бывало, во время отъездов мужа на съемки или гастроли актриса забывала о водке, но неожиданно приезжал Бредун с неизменной бутылкой, затем появлялись «друзья».

Муж, будучи не очень востребованным актером, завидовал успеху жены. Едва он появлялся на студии, как ему вслед бросали:

— Эдик, привет… Это Бредун, муж Изольды Извицкой…

Постепенно оба супруга стали спиваться. Влияние алкоголя на организм Изольды было разрушительным. Бредун понял свою ошибку, пытался лечить жену, но было уже поздно.

После «Сорок первого» у Извицкой в поклонниках оказались довольно известные личности. Могущественный Алексей Аджубей, зять Хрущева, как-то даже поссорился из-за нее с Марком Бернесом. Оба были влюблены в актрису, но Бернес оказался удачливее — Извицкая известному актеру и певцу симпатизировала больше.

Аджубей затаил на Бернеса обиду, и вскоре в газетах появились критические статьи в его адрес. Марка Наумовича стали упрекать в «дурном музыкальном вкусе», гораздо реже стали звать в кино и приглашать на концерты…

Начало 60-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Постепенно ее перестали приглашать даже на второстепенные роли, и это обстоятельство воспринималось ею крайне болезненно. Единственное, что Эдуард сумел сделать в этой ситуации, — научить жену заглушать обиды алкоголем.

После громкого успеха актрисе оказалось трудно найти роль, способную затмить образ Марютки. И все же хорошие роли тоже случались – Фенечка в «Отцах и детях», Паша в «Вызываем огонь на себя»…

В 1963 году Сергей Колосов приступил к съемкам одного из первых в стране многосерийных телефильмов — «Вызываем огонь на себя». В главной роли снималась жена режиссера — актриса Людмила Касаткина. Ее напарницу, разведчицу Пашу, должна была играть Иза.

Колосов был разочарован Извицкой: «Порой на съемках Изольда была недостаточно собрана, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведет безалаберную семейную жизнь с Бредуном, который был мне антипатичен».

Коллеги пытались Извицкой помочь. В 1969 году режиссера Самсона Самсонова уговорили взять актрису в картину «Каждый вечер после одиннадцати».

Однако роль ей досталась совсем крохотная и совершенно без слов, поэтому появления Изольды на экране зрители не заметили. Этот фильм стал двадцать третьим и последним в фильмографии Изольды Извицкой.

Чуда не произошло — ролей не было, красоте и здоровью был нанесен непоправимый урон. Детей в браке не случилось. Былая слава и популярность ушли от Извицкой. Скандалы с битьем посуды и драки с мужем стали чуть ли не ежедневными.

В январе 1971 года, после пятнадцати лет брака, Бредун собрал свои вещи и переселился к подруге Изольды. Измена и предательство мужа окончательно добили Изольду и стали точкой невозврата. Началась черная полоса.

Извицкая закрылась в своей квартире и погрузилась в омут депрессии и пьянства, открывая дверь лишь тем, кто стучал ей условным стуком. В марте 1971 года Изольду Извицкую обнаружили мертвой в ее квартире.

Дата смерти была установлена условно — ее не было в живых около недели. Изольде было всего 38 лет.

Хоронили актрису на Востряковском кладбище. Снег, мороз, холод. Безутешные родители Изы стояли и поддерживали друг друга под руки. Наталья Фатеева, жившая с Извицкой в одном доме, вспоминала:

«Мне запомнилось, что, когда опускали гроб и начали бросать мерзлые комья, раздавался жуткий грохот. А пьяный Бредун кричал и кричал: «Бросайте камни аккуратно, аккуратно, ведь ей же больно…»

Эдуард пережил Изольду на тринадцать лет и ушел в июле 1984 года в возрасте 49 лет.

Актриса Майя Менглет утверждала: «Если вам кто-то скажет, что в ее смерти повинен Эдик, не верьте. Когда Изольда стала пить, он пытался ее лечить, устраивая в больницы.

Не получилось, видно. Он с ней устал. И потом, наш киношный мир такой христопродажный, многие ей завидовали, и ее депрессию воспринимали чуть ли не с восторгом».

Леонид Филатов, в телепередаче «Чтобы помнили», посвященной Изольде Извицкой сказал мудрые слова:

«Все-таки не забудем, что Эдуард Бредун был любимым Изольды Извицкой. Поэтому, если он в чем-то виноват, с него спросится на небесах. А мы поступим в отношении его памяти так, как поступала всегда сама Изольда, умудрившаяся за всю свою жизнь не сказать ни о ком ни одного дурного слова».

Оцените статью