Попав в кино совершенно случайно, Светлана Тома сыграла много главных и ярких ролей. А широкую известность ей принесла роль темпераментной, гордой красавицы-цыганки Рады в картине «Табор уходит в небо» молдавского режиссера Эмиля Лотяну. Лотяну стал для актрисы крестным отцом в кино, и с ним на протяжении многих лет Светлану связывали не только творческие, но и личные отношения.
Родилась Светлана 24 мая 1947 года в Кишиневе Молдавской ССР. Отец — Андрей Васильевич Фомичев был зоотехником. Мама — Идес Шойловна Сухая работала в библиотеке. Детство будущей актрисы прошло в Бельцком районе Молдавии, куда отца перевели по работе и где он стал председателем колхоза.
В 1966 году молоденькая Светлана Фомичева приехала в Кишинев, чтобы поступать на юридический факультет Кишинёвского госуниверситета. На автобусной остановке ее увидел ассистент режиссера Эмиля Лотяну, который искал исполнительницу главной роли — пастушки Иоанны в картине «Красные поляны». Пробы прошли успешно, и уже на следующий день девушка оказалась на съемочной площадке.
Так началась карьера в кино Светланы Фомичевой (Тома). Так началось ее знакомство с режиссером, который сыграет большую роль в ее судьбе. Узнав, что у актрисы прабабушка по материнской линии была француженкой и носила фамилию Тома, Лотяну настоял, чтобы Светлана взяла себе такой артистический псевдоним.
Дебют Светланы в кино был более чем удачным. За роль Иоанны молодая дебютантка получила почетный диплом на кинофестивале в Кишиневе. А между режиссером и актрисой завязались романтические отношения. Лотяну продолжил снимать Светлану в своих фильмах: «Это мгновение» (француженка), «Лаутары» (Рамину).
Как позже расскажет Светлана, для Лотяну она была музой, которая вдохновляла его, заряжала энергией. А ей хотелось создать семью, родить ребенка, на что Эмиль был категорически не согласен. Она любила его. И он ее любил, но любил так, как умел.
Чтобы получить актерское образование Светлана поступила в Кишиневский институт искусств. После окончания вышла замуж за своего однокурсника Олега Лачина. Вместе с мужем уехали в Тирасполь, где был организован новый молодежный театр. 29 августа 1971 года на свет появилась малышка, которую назвали Ириной (в будущем актриса Ирина Лачина).
Светлана и Олег с увлечением взялись за работу в театре. Но в апреле 1972 года в результате несчастного случая Олег погиб. Светлана тяжело пережила уход близкого человека.
С семимесячной дочерью она возвратилась в Кишинев. От предложений сниматься в кино отказывалась. На помощь женщине пришел Эмиль Лотяну, который убедил ее, что только работа поможет подавить тяжелое душевное состояние. Он устроил ее в Русский драматический театр, обзвонил режиссеров, чтобы они задействовали актрису в своих фильмах.
И в 1973 году Светлана снялась сразу в трех фильмах: в «Доме для Серафима» сыграла Софийку, Любу — в «Дело было, да!?» и Иляну в «Родном доме». Внимание и забота Эмиля помогли Светлане не впасть в депрессию и не опустить руки. Отношения режиссера и актрисы вспыхнули с новой силой.
В 1976 году Лотяну взялся за постановку фильма «Табор уходит в небо» по мотивам ранних рассказов Максима Горького. Светлана Тома сыграла главную роль цыганки Рады. Фильм имел грандиозный успех у зрителей и стал лидером проката 1976 года. Его посмотрели 65 миллионов человек. Картина прошла с триумфом не только в СССР, ее тепло приняли зрители многих стран мира.
На Международном кинофестивале в Испании лента получила главный приз «Золотая раковина». По итогам опроса читателей журнала «Советский Экран» Светлана Тома стала лучшей актрисой 1976 года. А на кинофестивале в Панаме Тома получила приз «За лучшее исполнение женской роли».
Через два года после оглушительного успеха Светлана снялась у Лотяну в картине «Мой ласковый и нежный зверь» где сыграла Тину. На главную роль Ольги Скворцовой Эмиль пригласил молоденькую балерину Галину Беляеву. В процессе съемок между Эмилем и Галиной возникло чувство глубокой привязанности. И когда фильм вышел на экраны, они сыграли свадьбу.
Светлана продолжала сниматься. Роли были разные — главные и второстепенные, у разных режиссеров и на разных киностудиях страны.
В 1983 году судьба вновь свела Эмиля Лотяну и Светлану Тома. В картине о великой балерине «Анна Павлова» Беляева сыграла главную роль, а Тома — ее мать. Вскоре после премьеры картины Беляева ушла от Лотяну. Эмиль Владимирович болезненно переживал развод с женой, что сказалось и на его творчестве — за 20 лет он снял всего две картины, которые успеха у зрителей не имели.
Когда Лотяну тяжело заболел, Светлана Тома помогала ему как могла. Эмиль Владимирович Лотяну скончался 18 апреля 2003 года.
В 2000 году Светлана Тома попыталась второй раз создать семью. Драматург Андрей Вишневский был моложе ее на 18 лет. Брак продлился пять лет и супруги развелись.
24 мая Светлана Андреевна Тома отметила 75-летний юбилей. В одном из интервью она сказала: «Нас с Эмилем Лотяну много лет связывали странные, прекрасные и мучительные отношения. Мы сходились, расставались. Но он всегда шел по жизни где-то рядом и мы были связаны незримой нитью».