В СССР был такой богатый выбор киноактёров, что вольготно жилось нашим кинематографистам. Нужно было только поскрести по сусекам, потрясти наволочки талантов, да повзбивать перины из лиц и типажей.
Как говаривал товарищ Огурцов в «Карнавальной ночи»: «А Бабу-Ягу вырастим в своём коллективе». И вырастили. Появился неподражаемый Георгий Милляр. И Снежную королеву вырастили в лице Л. Климовой. И Снегурочку вырастили свою — Евгению Филонову.
Евгения Филонова родилась в Москве, на Большой Ордынке, в православной, многодетной семье. Она была последним ребёнком и родилась через год после окончания войны. В силу этого крепкого здоровья не имела, зато отличалась открытым, дружелюбным характером.
Да и красотой Евгению Бог не обделил. Красота у девушки была светлая, одухотворённая, и точёные черты лица, добрая улыбка только усиливали её. Совсем не холодная была наша Снегурочка в жизни.
Семья Филоновых жила бедно. Особенно несладко пришлось им после гибели на железной дороге кормильца семьи Михаила Ивановича Филонова. Мать Екатерина Михайловна была вынуждена тянуть на себе и детей и хозяйство. Сёстры Галина и Людмила, брат Геннадий, старшие по возрасту, опекали юную сестру и как младшенькую очень любили.
Девушка с юных лет проявляла творческие задатки, поэтому ни для кого из её близких не было странным, что Женя с первой попытки поступила в Щукинское театральное училище. Училась она на курсе у Татьяны Кирилловны Коптевой вместе с будущим звёздами Виталием Шаповаловым, Евгением Карельских, Розой Цахиловой.
Ещё будучи студенткой первого курса Евгения Филонова снялась в фильме режиссёра А.Сахарова по пьесе Беллы Ахмадулиной «Чистые пруды», где сыграла одну из основных ролей — Нину. Её героиня светлая, романтичная девушка живущая в тяжёлое военное время. Роль удалась, и Евгению как актрису запомнили.
Второй ролью в кино для Евгении Филоновой стала Снегурочка. Эта роль её прославила на всю страну. Красота актрисы, чистота и ясность её взгляда видимо пленили Павла Кадочникова, который снимал эту картину. К моменту появления Евгении Павел Петрович перепробовал уже много Снегурочек, и всё было не то.
А тут просто стопроцентное попадание. Филонова была столь трогательной и естественной в роли, столь хрупкой, что казалось и впрямь вот вот растает и обернётся облачком. Ну, настоящее сверхъестественное существо, а не деревенская девушка получилась. На контрасте полнокровных Ирины Губановой, Евгения Жарикова и Бориса Химичёва она смотрелась выигрышно, и получился совершенно сказочный образ.
Ещё один момент впечатлял, что отчий дом Евгении Филоновой находился в двух шагах от дома А.Н. Островского. А ещё рядом с её домом находился филиал Малого Театра им. Островского, и из её окна хорошо было видно, как возле театра имени классика прохаживается нарядная публика в ожидании спектакля.
Очень странно, что после такой запоминающейся роли кинематографическая судьба актрисы не задалась. Да, актриса с головой погрузилась в театральную работу. Среди сыгранных ей на сцене Театра имени Н.В. Гоголя ролей: Зося («Как ты живёшь, Зося?» И. Ирошникова), Катя («Красные дьяволята» П. Бляхина), Дженни («Рок-н-ролл на рассвете»), Паула («Безобразная Эльза»), Кабато («Проделки Ханумы» А. Цагарели),
Нурида («Мы так недолго живём»), Королева Равнодушия («Слепой падишах» Н. Хикмета), Лёлька («Закон» А. Ваксберга), Неизвестная барышня из ресторана «Уважаемый товарищ» М.М. Зощенко и другие.
Вот так тихо пробегала жизнь. А чего-то равного на успех Снегурочки в её жизни не появлялось. И ведь совсем нельзя сказать, что актриса была несчастлива. Она рано вышла замуж за однокурсника Е. Хохлова, родила в 1970 году дочку Марину. Правда в 1975 году супруги разошлись. Больше Евгения замуж не выходила, занявшись воспитанием дочери.
Некоторые роли в кино всё же ей предлагали режиссёры, и она играла, но это всё было уже кинематографически мелко и несерьёзно.
Легкий характер, мягкая улыбка на лице… Тем, кто знал Евгению, казалось: она вообще ни на кого никогда не обижается. Просто не умеет. С ней рядом всем было легко и хорошо. Возможно ещё и поэтому актриса не сумела укорениться в мире кино, где нужны острые зубы и мёртвая хватка.
Вот так подошла актриса к порогу своего сорокалетия, которое встретило её тяжёлой болезнью. Пару лет актриса боролась с онкологией. Но преодолеть недуг не смогла. Уходила наша Снегурочка мужественно. Она не плакала и не жаловалась. Старалась лишний раз не обременять своих заботливых сестёр и дочь.
Когда случилось землетрясение в Армении, Евгения Михайловна, уже будучи тяжело больной, перевела скудные свои сбережения в помощь пострадавшим.
Как жаль было терять такую чистую как глоток воды из родника девушку. И пусть она прожила совсем мало, но в образе Снегурочки она до сих пор очаровывает зрителей. Пусть Земля будет ей снежным пухом, милой Снегурочке Евгении Филоновой, растаявшей как и её героиня столь внезапно.
Первый вариант названия фильма «Снегурочка», по авторскому произведению А. Островского назывался «Весенняя сказка». Спустя пару лет появился ещё один музыкальный спектакль со Снегурочкой Н. Богуновой, но он уже не пользовался высоким спросом у зрителей. Хоть и актёров подобрали красивых от А. Катышева до Н. Кустинской. Фильм с Е. Филоновой остался классикой нашего кино.
Но снегуриада не окончилась на этом, ибо в начале семидесятых годов популярный ВИА «Лада» пел песню «Весенняя сказка», которая была популярна:
Выпал белый снег. Выпал белый снег из крыла бела перышка
Как в недобром сне выпал белый снег на мое чёрно горюшко
Не пройти тебе по снегу. Догадаются по следу. Все. Догадаются все.
Если ты пройдешь по снегу о любви твоей по следу догадаются все…
Солнца не видать за снежной пеленой. Птицам не летать холодною зимой…
Но растает снег. Но растает снег. Потекут жарких слез ручьи. Словно по весне весь растает снег от горячей моей любви. Не боясь оставить следа ты придешь ко мне по снегу белых весенних садов…