Сергей Бондарчук и Иван Пырьев: почему знаменитости не подавали друг другу руки

Если бы кто-то сказал Сергею Бондарчуку в начале его карьеры, что он не будет подавать руки Пырьеву, он бы не поверил, ведь директор «Мосфильма» Иван Пырьев пользовался огромным авторитетом. А Бондарчук, так вообще, искренне восхищался талантом Ивана Александровича. Что же произошло между этими двумя знаменитостями?

В 1960 году съемки киноэпопеи по роману Толстого «Война и мир» были обозначены как дело государственной важности. Фильм хотели приурочить к 150-летию Бородинской битвы. К тому же, нужно было «утереть нос» Голливуду, который в 1956 году снял свою версию произведения Толстого.

Пырьев буквально загорелся идеей снять этот фильм. В роли Ростовой он видел актрису Людмилу Марченко, к которой «неровно дышал». Только вот министр культуры СССР Фурцева не хотела доверять эту работу Пырьеву.

На киностудии он был полновластным хозяином, и слишком много на себя брал, что очень не нравилось Екатерине Алексеевне, и она прекрасно понимала, что если Пырьев снимет «Войну и мир» (а она предполагала, что снимет он эпопею гениально), сдвинуть его с занимаемой должности будет практически невозможно.

В результате в министерстве культуры решили, поручить снять «пилотные» эпизоды Пырьеву и Бондарчуку, который был начинающим, но подающим огромные надежды режиссером. Его дебютный фильм «Судьба человека» был признан шедевром и принес его создателю Ленинскую премию.

Оба режиссера занялись поисками материала и подготовкой сценариев. Через полгода результаты своей работы режиссеры представили в Министерстве и, естественно, стараниями Фурцевой, выбор пал на Бондарчука.

Пырьев на тот момент был не в лучшей форме – Марченко отказалась сниматься в роли Ростовой, хотя долго репетировала и готовилась к роли, она заявила, что не хочет быть обязанной Пырьеву и дала ему от ворот поворот. А тут еще удар в спину от Министерства…

Мэтр был в ярости, он написал заявление об отводе своей кандидатуры, заявив Фурцевой, что и сам не намеревался снимать фильм. А с Бондарчуком и вовсе прекратил всяческое общение, полагая, что отказ Министерства произошел с его подачи.

При встрече с Бондарчуком Пырьев лишь холодно кивал, не подавая руки, а иногда и вовсе старался отойти в сторону, делая вид, что не замечает молодого коллегу.

В марте 1966 года на экраны страны вышла первая серия киноэпопеи «Война и мир». В прокате картину посмотрели более 58 миллионов зрителей, и это был просто оглушительный успех. Этот успех стал для Пырьева новым болезненным ударом по самолюбию. Режиссер решил «сбить корону с головы» Бондарчука и решился на месть.

Пырьев внес на рассмотрение Госкино предложение об урезании бюджета киноэпопеи, при том, что на съемки уже была потрачена огромная сумма. Его предложение нашло поддержку и съемочную группу фильма «Война и мир» за «перерасход бюджетных средств» лишили премиальных.

Бондарчук был в ярости. Он заявил во всеуслышание что «такие действия иначе как пакостью не назовешь». С этого момента отношения между режиссерами окончательно разладились, и теперь уже Бондарчук демонстративно не подавал руки Пырьеву. К слову, знаменитости так и не смогли помириться.

Оцените статью
Сергей Бондарчук и Иван Пырьев: почему знаменитости не подавали друг другу руки
Эльдар Рязанов о Лии Ахеджаковой: «Мечтать при таких внешних данных о карьере актрисы было нелепо»