Речь над одеялом

Смущенная Бригитта покрылась красными пятнами. Её молодой супруг тоже чувствовал себя неловко. Но родные и друзья были невозмутимы – традиция! На протяжении нескольких веков в Швеции существовал обычай: речь над одеялом. Это когда молодожены, устроившись почивать, сначала выслушивали благословение священника.

В комнате толпилось много народу – родители, братья и сестры молодожёнов, близкие и друзья. Все стремились оказаться как можно ближе к новоявленным супругам, чтобы не пропустить речь священника. Служителю церкви предстояло дать напутствие: напомнить о соблюдении обетов, о необходимости поддерживать и уважать друг друга…

И высказать надежду, что в скором времени в доме зазвучат детские голоса. После этого свадебную церемонию считали законченной, и все посторонние покидали комнату молодожёнов.

Когда христианство на шведской земле ещё не было распространено, речь надо одеялом произносил старший в роду. Иногда эту миссию поручали матери жениха или бабушке. Затем благословлять стали священники, но смысл действа от этого не поменялся.

Невеста закутывалась до самого подбородка, краснела, но хохочущую родню выставить не смела. Обычай! До наших дней прекрасно сохранилась гравюра пятнадцатого века, где отлично видно, как всё происходило.

«Далеко не самая обязательная часть свадебной церемонии, — бушевал в конце XVI столетия суровый шведский профессор Лаврентий Гот, — если надобно выслушать речь над одеялом, молодожёнам необязательно под него забираться. Достаточно преклонить колени в опочивальне».

Лаврентий Гот считал традицию устаревшей и нескромной. Тысячи невест горячо поддерживали его! Но вот в кругах знати считали, что речь над одеялом – очень полезная придумка. Церковь легко могла расторгнуть брак, если супруги его «не осуществили».

Крестьянка или дочь купца в таком случае ничего особенного не теряла. А вот девушка из знатной семьи, выданная ради больших политических интересов, непременно должна была считаться супругой того человека, с которым её обвенчали. Не «отматывать же назад» все важные договоренности!

Речь над одеялом в аристократической среде стала обязательным делом. Так у десятков людей была возможность убедиться – вот же они, новоявленные муж и жена, рядышком! Подобная традиция существовала и в других европейских странах: в Англии с той же самой целью устраивали «церемонию предлежания».

А во Франции, если свадьба проходила по доверенности, представитель жениха был обязан положить на ложе невесты хотя бы оголенную ступню. Символический знак объединения.

Для шведских священников получалась двойная работа: сначала благословение в церкви, потом речь над одеялом. И ведь надо было обязательно явиться к вечеру, после пира! Со временем приходские пасторы начали отлынивать от своих обязанностей – всё чаще звучали голоса, что, дескать, пора оставить обычай в прошлом.

И если в сёлах восемнадцатого столетия речь над одеялом произносили уже нечасто, то аристократия не сдавалась. Наоборот, церемония ещё усложнилась! Сначала молодожёна отводили в отдельную комнату – в сопровождении родственников-мужчин и друзей. Там он переодевался. В то же самое время сестры и подруги юной новобрачной приводили в порядок ее, в другой комнате.

Затем посланник от супруга осведомлялся у старшей родственницы: «Готова ли супруга к визиту мужа?». Если получали утвердительный ответ, жениха и невесту отводили в общие покои, где их поджидал священник. Оставалось нырнуть под одеяло и выслушать благословение.

19 июня 1823 года наследный шведский принц Оскар Бернадотт женился на хорошенькой шестнадцатилетней принцессе Жозефине Лейхтенбергской. Она заранее добросовестно выучила язык своей новой родины, она интересовалась традициями Швеции, но, когда ей сообщили о свадебном нюансе, лишилась чувств.

Эта прелестная девушка, получившая прекрасное воспитание, пришла в ужас от мысли, что станет находиться под пристальными взорами десятков людей, в то самое время, когда вся её одежда будет состоять из одной сорочки.

И свекор дрогнул. Король Карл XIV Юхан Бернадотт велел передать невестке, что ради неё он отменяет речь над одеялом. Он пожалел скромную принцессу и объявил всему Двору – отныне традиция остается на усмотрение каждой конкретной семьи. Хотите речь? Никто не будет против. Но заставлять никого не следует.

Жозефина, конечно, была благодарна королю. Её свадьба прошла безупречно и без древнего обычая. С тех самых пор всё реже и реже священников приглашали в опочивальню молодоженов. А в двадцатом веке традиция и вовсе канула в лету.

Принцесса Лейхтенбергская, конечно, не знала, как были ей благодарны знатные шведские девушки. К слову, когда она стала королевой Жозефиной, в Швеции её очень любили – за доброту и щедрость, за мудрые поступки и очарование. Говорили, что она была самой красивой и самой популярной королевой в государстве за весь девятнадцатый век.

Оцените статью