«Пьяные военные платили за актрис большие деньги, и дирекция театра с радостью сдавала их в «аренду». Путь до славы Ндежды Репиной

Надежду Репину по праву называли универсальной актрисой. Девочка из бывших крепостных прошла сложный путь до всероссийской славы. На этом пути она опиралась на надежного рыцаря и защитника Верстовского. Без него ей пришлось бы совсем туго.

Наденькин сон

В 19 веке актрис на сцену в массовку набирали из бывших или нынешних крепостных в детском возрасте. Наденьке было 12 лет, когда она перебежала из одного театра в другой, чтобы загримироваться для нового спектакля. Беготня очень утомила девочку. После спектаклей она уснула прямо на куче тряпья за сценой. И приснился девочке пророческий сон.

Во сне Наденька шла по узкому коридорчику. Было девочке страшно и тоскливо. Но впереди она увидела свет, потянулась руками к свету и обожглась. Поняла Надя, что держится за свечу, которую ей нужно удержать любыми способами. Проснулась юная актриска от боли. Коллеги по сцене разбудили ребенка и отвели ее больную (девочку лихорадило) домой.

Но на следующий день, несмотря на плохое самочувствие, Надя снова пошла на работу. Семейство Репиных принадлежало дирекции Императорского театра. Глава семейства был музыкантом в крепостном оркестре. А его дочь играла на Императорской сцене.

После своего вещего сна Надежда, выступая на сцене, однажды сбилась в куплете. Было ей тогда уже 14 лет. И наказание ее ждало серьезное. Ее поставили в коридор стоять на коленях. Прошел час, потом еще один, а наказание все никак не снимали.

Когда стоять уже было невмоготу, в конце коридора Надя увидела силуэт со свечой в руке. Незнакомый молодой мужчина сказал, что запрещает наказывать детей и поднял девочку с колен. Так Надежда познакомилась с инспектором театров и музыкантом Верстовским.

Рыцарь без страха и упрека

В 1825 на спевке помощник режиссера был пьяный. Наденька старательно тренировалась в гаммах, а он был недоволен ее пением. Потом пьяница сказал девушке, что сейчас она пойдет на «гауптвахту» и уже позвал офицеров. Для девиц «гауптвахта» означала групповое надругательство.

Пьяные военные, порой, платили за театральных девиц хорошие деньги. И дирекция театра сдавала крепостных актрис в «аренду». Когда Надю потащили со сцены, она в ужасе закричала. Внезапно на пороге злополучного зала появился Верстовский.

Алексей Николаевич вступился за Репину. Потом он сам разучивал с ней нужные партии. Но пошлых вольностей себе не позволял в отличие от всех прочих. Обладая природным талантом к актерству, Репина быстро стала всероссийской звездой.

В 18 лет она исполняла «Земфиру» на музыку Верстовского. Когда она пела страстную песню, то смотрела не на своего коллегу-актера, а в зал. Там находился Алексей. Он понял, что слова песни о любви были обращены к нему одному.

Тем же вечером молодые объяснились в гримерке. Алексей поведал Надежде, что уже просил у строгого отца дозволения жениться на ней, но тот не позволил из-за разницы в социальных статусах.

Верстовский был готов жениться на Наде без родительского благословения, но она так делать отказалась. Предложила подождать, пока обстоятельства изменятся. И они изменились.

Музыка для любимой

В 1834 в Дворянском собрании было открытие сезонов рождественских балов. Алексей в качестве спутницы взял на бал Надю. Слуга, когда объявлял пару, ошибся, и прорекламировал их публике как мужа и жену. Публика зашепталась, а Надя не стала смущаться. Она завела с окружающими непринужденную беседу и быстро оказалась окруженной кавалерами.

Когда отец Алексея узнал об этом происшествии, он пригрозил выкинуть сына из очереди за приличным наследством, если он женится на крепостной актриске. А Алексей и не думал расставаться с Надей. Он стал ежегодно писать музыку в ее честь.

В 1840 отец Верстовского скончался. Теперь композитор и инспектор театров был сам себе хозяин. Он женился на Наденьке незамедлительно. Она же ради него оставила сцену на пике славы. Но продолжила ему помогать вести дела в театре.

В 1848 Алексея назначили управлять всеми Императорскими театрами. Эпоху его управления называли «Золотым периодом». Репина же была совершенно счастлива с супругом. Он был слаб здоровьем, но она за ним старательно ухаживала.

Стараниями четы Верстовских при Императорских театрах были открыты музыкальные классы. Репертуар был обогащен новыми достойными произведениями. Скончался Алексей в 1862. Надежда пережила супруга на 5 лет. Конечно, сегодня мы не можем оценить актерские способности Надежды, но вот музыка композитора Верстовского дошла до наших дней.

Кстати, а как Алексей сумел жениться на Наде, если она была крепостной? Все дело в том, что выкупленные для театра крепостные становились свободными, но обязаны были отрабатывать свою стоимость, работая на сцене. По этой причине в театры крепостные подряжались с большой охотой.

Оцените статью
«Пьяные военные платили за актрис большие деньги, и дирекция театра с радостью сдавала их в «аренду». Путь до славы Ндежды Репиной
«Она девочка себе на уме…» Почему Ирина Лобачева не доверяла молодой жене своего бывшего мужа?