Среди известных актеров советского кинематографа немало таких, которым не пришлось стать звездами. Однако их знала вся страна. Екатерина Мазурова относится именно к этой категории.
Она снималась у лучших режиссеров того времени: Льва Кулиджанова, Якова Сегеля, Элема Климовова, Станислава Ростоцкого. Но не только запоминающимися образами в кино оставила память о себе эта удивительная женщина.
Детство
Родилась будущая актриса в старообрядческой семье, в городе Иваново-Вознесенск. Дед по материнской линии имел небольшую ткацкую фабрику, но к моменту рождения внучки успел все потерять. Свою дочь( маму Екатерины) он поспешил выдать замуж еще в 16-летнем возрасте, за небогатого писаря.
Семья была многодетной. Большого достатка в доме никогда не было. Но несмотря на это отец умудрялся собирать старинную утварь, различные фарфоровые статуэтки, копилки… Вся эта красота хранилась на полках, детям строго настрого запрещалось даже притрагиваться к ним.
Уже в детстве Катя отличалась пробивным характером. Успевала участвовать во всех школьных спектаклях, пела в церковном хоре. Ее трудолюбие и стремление побольше узнать, помогло ей и в будущем.
После событий 1917 года стране просто необходимы были грамотные люди. Семья Екатерины к тому времени уже проживала в городе Шуя. Здесь девушке предложили должность заведующей библиотекой.
Энергичная, целеустремленная Мазурова мгновенно смогла наладить работу на своем новом месте работы, пробудив у молодежи интерес к чтению. А вскоре добилась и открытия драмкружка при библиотеке.
Начало актерской деятельности
Так началась ее актерская деятельность. Руководство Шуйского драматического театра обратило внимание на талантливую библиотекаршу. Драмкружок переименовали в студию актерского мастерства, а Мазурову зачислили в штат театра, где стали предлагать самые значимые роли.
Затем последовали приглашения в другие театры страны. И везде зрители принимали её с огромной любовью. Война застала Екатерину уже в Москве, будучи ведущей актрисой областного ТЮЗа.
К тому времени Екатерина Яковлевна уже давно была замужем за своим коллегой Николаем Морозовым. Муж ушел на фронт в числе первых добровольцев, ей же было предложено эвакуироваться,. Но артистка наотрез отказалась и осталась в Москве.
Все военные годы её театр работал. Актеры выступали, как на столичной сцене, так и выезжали со спектаклями на передовую, в госпитали и детские дома. С супругом Катя увиделась только в 1944 году. Это случилось в белорусском госпитале, куда Морозов поступил после ранения.
Приехав в Гомель, женщина застала мужа в ужасном состоянии. Помимо тяжелейших ран, у мужчины было подавленное душевное состояние. Заботливая жена взвалила на себя весь уход за ним, — кормила с ложечки, проводила гигиену, но самое главное, поддерживала его морально.
Любовь сотворила чудо!
Через несколько месяцев семья вернулась в Москву. Николай был еще слаб, работать в полную силу не мог, и здесь сильная женщина взвалила всё на себя. Но никогда не жаловалась, знала, что если бы с ней случилась беда, Николай поступил бы точно так же.
В 1947 году Мазурову пригласили поработать в составе театра при советской военной части в ГДР. По возвращении домой, артистку зачислили в штат нового театра на Таганке, которому она и посвятила все свои последующие годы.
Тогда же её стали приглашать на небольшие роли в кино. В основном, это были эпизодические персонажи, но Екатерина Яковлевна всегда точно воплощала характер героев. За двадцать лет актриса снялась более, чем в 30 картинах.
Наиболее значимые её роли в фильмах,—«Дело было в Пенькове», «Дом, в котором я живу», «Непридуманная история», главная роль в картине Леонида Гайдая «Долгий путь», и конечно же, образ бабушки Кости Иночкина в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», —помнит каждый зритель.
Во время съёмок комедии ушёл из жизни её Николаша. Актриса тяжело переживала это горе, ведь она практически осталась в одиночестве, детей у пары не было. Утешали только внучатые племянники и работа.
Она бесценна!
Несколько лет Екатерина Яковлевна еще выходила на сцену театра и снималась в кино, а потом решила кардинально поменять род занятий.
Узнав об открытии краеведческого музея в ее родной Шуе, актриса с огромной самоотдачей, буквально по крупицам, начала собирать интересные экземпляры. С её легкой руки музей начал превращаться в центр искусства с уникальными экспонатами, ведь у неё был внутренний дар, позволявший на глаз отличать копию от подделки.
Помимо работ знаменитых художников современности, даривших музею свои работы по просьбе актрисы, в нем очень много экспонатов из личной коллекции самой Мазуровой. Все дело в том, что Екатерина Яковлевна была известным коллекционером, начав собирать антиквариат еще задолго до войны.
Её частная коллекция насчитывала более тысячи экспонатов, включая шедевры Шильдера, Галкина, Маковского, Левитана. Подарила актриса музею и свою огромную коллекцию фарфора и стекла. Если заводить разговор о стоимости всей «мазуровской» коллекции, то работники музея хором отвечают: «Она бесценна!».
Екатерина Яковлевна прожила прожила долгую жизнь, отдав все силы искусству, но при этом всегда оставалась простой, по-соседски родной бабушкой Катей. Слава совсем не вскружила ей голову. До последнего дня она выходила на улицу, общалась с людьми, имела светлую голову.
Её не стало в октябре 1995 года, на 96 году жизни.