Павел Кадочников: смог справиться с двойной утратой и был сломлен предательством коллеги

Зрителям старшего поколения хорошо знакомо имя этого актера. Многогранным и разносторонним был его талант. Он обладал неповторимым музыкальным, комедийным и драматическим даром.

Высокий, по-спортивному подтянутый, стройный, с широко открытыми глазами и неотразимой улыбкой — таким был Павел Петрович Кадочников.

Родился 16 июля 1915 года в Петрограде в семье рабочих. Во время гражданской войны семья переехала на Урал, в Пермский край, откуда родом был отец.

С ранних лет мальчик хорошо рисовал, интересовался живописью, любовь к которой им с братом привила мама. Свою дальнейшую жизнь Павел решил связать с творчеством и стать художником.

Когда семья вернулась в родной город, он поступил в художественную студию. Занятия в ней юноша не бросил и тогда, когда заболел отец и пришлось пойти работать на завод, чтобы помочь семье. У Павла были, кроме художественных, отличные вокальные данные, он с удовольствием выступал на концертах.

Во время одного из выступлений его заметил руководитель техникума сценических искусств и пригласил на прослушивание. Так и стал Павел Кадочников студентом техникума, после окончания которого начал служить в Ленинградском ТЮЗе.

А вскоре в его жизнь вошло кино. Первой картиной стала лента «Совершеннолетие», но молодой актер остался недоволен этой киноработой, поэтому не сразу согласился на предложение режиссера Сергея Юткевича сыграть роль в картине «Человек с ружьем».

Зато в следующем фильме того же режиссера «Яков Свердлов» он исполнил роли сразу двух персонажей — обычного сельского парня Леньки и самого Максима Горького. Юткевич был первым, кто смог рассмотреть удивительный дар перевоплощения молодого актера.

Позже, великий режиссер Сергей Эйзенштейн, оценив высокое мастерство актера, назовет Павла Кадочникова «оборотнем». В его легендарной картине «Иван Грозный» актер сыграет сразу три разные роли — царского духовника, халдея и юного князя.

В первые месяцы войны Кадочников стал проситься на фронт, но получил отказ. Картины, которые снимались в эвакуации, считались фильмами оборонного значения и все задействованные в них актеры получили «бронь».

Работа над тремя частями картины «Иван Грозный», которую снимали в Алма-Ате, была долгой, изнурительной. Актеры голодали, режиссер Эйзенштейн болел и некоторые эпизоды снимали его ассистенты. Третью часть картины так и не успели отснять.

После войны Ленинградский ТЮЗ был расформирован и Кадочников полностью сосредоточился на съемках в кино. 19 сентября 1947 года на экраны страны вышел фильм режиссера Бориса Барнета «Подвиг разведчика».

Кадочников сыграл разведчика майора Алексея Федотова, который выдавал себя за немецкого офицера Генриха Эккерта. Картину в прокатный год посмотрели 23 млн. зрителей. Это была первая звездная роль Павла Кадочникова. За ее исполнение он получил свою первую Сталинскую премию.

Уже через год, в 1948 году, Павел Кадочников сыграет свою вторую звездную роль — легендарного летчика Алексея Маресьева в фильме «Повесть о настоящем человеке». Чтобы вжиться в образ своего героя, а не просто копировать его, актер познакомился с Алексеем Петровичем Маресьевым.

Это знакомство дало ему возможность соединить воедино внешний облик человека с его внутреннем миром. За эту роль Кадочников получил вторую Сталинскую премию. Третью премию актер получил за роль Алексея Ковшова в фильме «Далеко от Москвы».

Павел Кадочников обладал уникальным талантом перевоплощения. Ему одинаково правдиво удавались образы как героических персонажей, так и комедийных и отрицательных. Комедия «Укротительница тигров», «Большая семья», «Медовый месяц», «Балтийская слава» — это лишь малая часть послужного списка актера.

С середины 60-х годов, несмотря на несколько главных ролей и второплановых, популярность актера стала постепенно гаснуть и Павел Кадочников решил попробовать себя в роли режиссера. Он поставил приключенческую комедию «Музыканты одного полка», а затем экранизировал пьесу Островского «Снегурочка», в которой сыграл царя Берендея.

Новому витку своей актерской популярности Кадочников обязан братьям Михалковым. У Н.Михалкова он сыграл в фильмах «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», у А.Михалкова-Кончаловского – Вечного деда – в киноэпопее «Сибириада».

Первой влюбленностью Павла была Татьяна Никитина, которая училась вместе с ним в театральном техникуме. В 1932 году Татьяна родила от него сына Константина.

Но через два года, после окончания техникума, Павел влюбился в актрису Розалию Котович, с которой вместе играл в Ленинградском ТЮЗе. Узнав об этом Татьяна разорвала все отношения с Павлом и запретила ему встречаться с сыном.

Павел женился на Розалии, и в 1944 году в семье появился сын Петр. Розалия ушла из театра, полностью посвятив себя воспитанию сына. В 1949 году на пороге их дома появился 14-летний Константин, которого семья Кадочникова приняла, помогла ему с учебой и актерской карьерой.

Многим зрителям Константин Кадочников известен по роли Володи, сослуживца Бориса, в картине «Летят журавли». Петр Кадочников тоже стал актером. Более известен по роли дона Антонио в музыкальной комедии «Благочестивая Марта».

В 1981 году трагически погиб младший сын Павла Петровича — Петр. А через три года не смог пережить инфаркт старший сын — Константин. По рассказу коллег Кадочников, после случившегося, сильно исхудал, стал немногословным, у него ухудшилось зрение.

Спасала работа, в которую актер «ушел с головой». Но впереди его поджидало еще одно испытание, которое он пережить не смог.

В 1987 году Павел Петрович решил поставить историко-биографический фильм «Серебряные струны». Фильм о Василии Андрееве, который первым в России создал оркестр народных инструментов.

Кадочников в этом фильме был не только режиссером, но сценаристом и исполнителем главной роли. Из-за плохого зрения сценарий к фильму Павел Петрович сам писать не смог, а надиктовал его Геннадию Смирнову, члену съемочной группы, который собирался поступать на сценарный факультет.

А после премьеры фильма Смирнов подал на Кадочникова в суд, заявив, что он не соавтор, а единственный автор сценария. В качестве доказательства он предъявил рукопись написанную его рукой. Для Кадочникова это предательство стало очередным ударом.

У него случился сердечный приступ, и 2 мая 1988 года актера не стало. Авторство на сценарий отсудила уже его жена.

Павла Петровича Кадочникова похоронили на Серафимовское кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилой сына Петра.

Оцените статью
Павел Кадочников: смог справиться с двойной утратой и был сломлен предательством коллеги
Почему успешный красавец-актёр Олег Видов бежал из СССР, и что его ждало на желанном Западе