Она стала иконой стиля в 80 лет и прожила 102 года

В начале марта ушла из жизни американка Айрис Апфель. «Быть некрасивой и бедной полезно» — вот её главный вывод

«Джекки Кеннеди не была иконой стиля и одевалась как все дамы ее круга»

Глядя на Айрис, казалось, что она любит выделяться из толпы. Но ей просто было удобно в таких нарядах, и все равно, кто что думает – кроме мужа и мамы.

«Я одевалась для себя. Да, мне хотелось нравиться людям, но если нет – что ж, это их проблема, а не моя», – говорила Айрис.

Она – королева яркого хаоса, эклектики и импровизации. Нет минимализму! Два десятка украшений – не перебор, а изюминка: «Больше – это больше, а меньше – это скучно». Айрис считает себя некрасивой, но для нее стиль важнее красоты:

«Моду вы можете купить. А вот стиль – врожденное чувство. Главное – понять себя, а это может занять годы».

Она одной из первых смешала высокую и уличную моду. Сочетать все со всем, носить тибетские браслеты вместе с Lanvin, а роскошное платье XIX века с шейным платком за 1 доллар – до нее на такое не решались. Но Айрис все нипочем:

«Одевание должно быть творческим экспериментом. Веселым. Восхитительным».

Предложение стать моделью огорошило Айрис: «70 лет я делаю примерно одно и то же, не изменяла своему стилю – и не понимаю, чего все вдруг скачут вокруг меня». Но успех ей, конечно, нравился – он принес больше общения и творчества.

В свои 102 она не уставала менять образы – неизменна была лишь серебряная стрижка, и с некоторых пор – очки в огромной круглой оправе. В них Айрис похожа на экзотическую стрекозу, чудом залетевшую в Нью-Йорк.

Смешные очки ей нравились еще в детстве. Когда же они стали необходимы, Айрис сделала их частью лица, выбрав модели 70-х, вроде тех, что носила Одри Хепберн. А на вопрос, зачем ей такие большие очки, отвечала, как Волк из «Красной Шапочки»: «Чтобы лучше тебя видеть».

Очки – личная фишка Айрис. У нее были десятки оправ, и они так велики, что не влезают в сумочку, но Айрис в них была не смешная, а выразительная и крутая. На то она и икона стиля.

Вторая фишка – массивные браслеты и колье. По украшениям Айрис можно изучать культуру и историю разных стран. При правильном базовом гардеробе смена украшений, сумок и поясов меняет весь образ, и для Айрис подбирать, отсеивать и вновь подбирать – было чистым кайфом.

В любимом серебряном ожерелье с бирюзой она могла простоять на вечеринке всего девять минут – такое оно тяжелое. Но была спокойна: до ужина она продержится, а там и за стол сядут!

Коллекция аксессуаров – любовь Айрис. Но если выбирать одну вещь, она предпочитала джинсы. Их она надевала с пальто из перьев или с леопардовым принтом Roberto Cavalli – и выглядела классно!

«Мой секрет прост: ношу то, что нравится», – смеялась Айрис, называя себя «самым старым подростком мира». Она могла все – закутаться в мохеровый плед с кушетки или гулять в вышитой свадебной юбке династии Чинг и сапогах для верховой езды.

Стиль американских светских леди Айрис не чтила – слишком много правил, не хватает сумасшедшинки. Джеки Кеннеди, по ее мнению, не икона стиля – она одевалась как все дамы ее уровня. Но «болезненная оригинальность» леди Гаги – тоже перебор.

Нынешние девушки Айрис огорчали: не экспериментируют, слепо копируют образы из Сети. Все носят одно и то же, часто выглядят неухоженно, неряшливо. А ведь если одеваешься не как все, то и думать будешь иначе.

Статус it-girl настиг Айрис в 80 лет

Ее коллекцию заметили случайно. В 2005 году организаторы модной выставки предложили Айрис предоставить пару своих украшений в качестве дополнений к одежде. «Приходите и выбирайте», – заявила она. Увидев гигантский гардероб, гости растерялись.

Колье из камней, винтажные браслеты, драгоценности к строгим вечерним платьям… Как выбрать? Так родилась идея показать коллекцию Айрис в Институте костюма Метрополитен-музея. Создали 80 комплектов: платья, обувь и сотни украшений.

Выставка под названием «Редкая птица: избранное из коллекции Айрис Апфель» представила стиль Айрис как уникальный феномен. Успех был оглушительный: зрители как завороженные не могли оторвать глаз от этого фейерверка. Еще не было слова «мультикультурализм», а госпожа Апфель уже одевалась именно так.

Айрис не только показала миру свой вкус – она заставила заметить дам зрелого возраста. Ее завалили письмами: «Люди писали, что выставка их вдохновила и освободила, даже изменила их жизнь». Выставка поехала по миру, экспонаты вошли в коллекцию Музея костюма. Айрис назвали иконой стиля. Дизайнеры, музеи, журналы звали ее сотрудничать.

«Айрис целеустремленная, своевольная, решительная, это всегда ценили в индустрии моды», – восхищались они. А ведь ей шел девятый десяток!

Вдохновленная Айрис работала сутками. Участвовала в рекламе брендов, создала ряд коллекций – шарфов и браслетов, украшений, колье из цветных кристаллов, солнцезащитных очков.

Разработала коллекцию мебели, потом – линию носков с рисунками по мотивам европейских тканей XVIII–XIX вв. Выпустила серию браслетов из золота и палладия – они не только красивы, но и следят за здоровьем: подсчитывают пройденное расстояние и потраченные калории.

В 2018 году Айрис издала автобиографию «Айрис Апфель: икона по воле случая». Там есть все: любовь, мода, размышления… На обложке – фото Айрис в зеленом костюме Gucci. Точно так же одета кукла Барби, созданная в честь Айрис. Разве это не пик успеха?

«Быть некрасивой и бедной полезно»

После выставки у Айрис часто спрашивали, как создать свой стиль, и даже – как жить. Она не считала себя вправе кого-то учить, но пришлось. Ее советы звучат мудро. Скажем, такой:

«Прошлое не вернуть, будущее неизвестно. Живите сегодня и проживайте каждый день как последний. Однажды вы окажетесь правы». Или такой: «Надо быть заинтересованной. Если вы не заинтересованы, вы неинтересны».

Стиль Айрис считала признаком зрелости: «Одежда позволяет выразить себя: кто ты, кем себя считаешь, кем хочешь стать». Она призывала путешествовать, искать необычные вещи всюду, и, если что-то нравится, покупать сразу. Особенно аксессуары:

«Ожерелье или браслеты могут сделать вас смелой или робкой, заставить себя чувствовать готической, безобразной или прелестной. Пробуйте новое!»

Айрис была уверена, что быть некрасивой полезно: не надеясь на внешность, вы развиваете в себе шарм, остроумие, талант. Она вспоминала красавиц одноклассниц с сочувствием: да, они ходили на десятки свиданий, но потом всю жизнь провели в страхе за свою красоту. Бедность Айрис тоже считала плюсом: если денег мало, вы изобретательнее и критичнее и не купите лишнего.

«Лучше быть счастливой, чем одетой в дизайнерские вещи с ног до головы», – была уверена она.

Айрис любила повторять: плыть по течению легче, но если хочешь остаться молодым – веди себя как молодой. Даже если что-то болит, встань и иди! Преодолевай свои страхи, создавай и осваивай нечто новое и никогда не теряй любопытства:

«Что бы вы ни делали, в 80 вы не будете выглядеть на 30. Зачем тратить столько сил и средств на манипуляции с внешностью? Было бы намного лучше, если бы женщины добавили себе ума в голову, а не ботокс на лицо».

Айрис в 100 лет

Вице-президент косметического бренда MAC как-то сказал, что любит сотрудничать с уникальными людьми. Айрис подошла идеально – вмиг узнаваема, не боится экспериментов и экстравагантных образов. Плюс оптимизм, острый язык и афоризмы вроде: «Нужно жить так, словно нет правил».

В 97 лет Айрис подписала контракт с агентством IMG, работающим с топ-моделями, в 98 лет открыла галерею Айрис и Карла Апфель в музее Пибоди в Эссексе и создала коллекцию предметов для сервировки стола. Она вечно спешила, в гардеробе хаос – разложить вещи некогда.

Но такая жизнь ей была в радость: «Я рабочая лошадка, всю жизнь работала и до сих пор работаю».

Пластическую хирургию Айрис не жаловала: «Пара морщин – не повод ложиться под нож. Вдруг что-то пойдет не так и ты станешь похож на картину Пикассо?»

Она любила цитировать Коко Шанель: «Ничто так не старит женщину, как отчаянные попытки выглядеть молодой». Да, лицо в морщинах, зато глаза сияют, талия тонкая, осанка прямая. И вообще возраст – благословение: «Не надо больше волноваться о том, как ты выглядишь в бикини».

Стиль своей квартиры на Манхэттене Айрис описывала как джаз – сплошь экспрессия и эклектика. Она любила предметы с историей, роскошь и помпезность.

Ее дом полон сокровищ: картина Веласкеса над одним из генуэзских комодов (никто не знает, подлинная ли она), винтажная мебель, зеркала в золотых рамах, восточный декор, антиквариат… И все как-то уживается между собой и пребывает в полной гармонии с хозяйкой.

Сайта и агентов у Айрис не было. Свой телефон она давала лишь узкому кругу, а в плане технологий осталась в прошлом веке: не пользовалась компьютером и не бывала в соцсетях. Ее страницу, где сейчас 3,1 млн. подписчиков, ведет «милая женщина из Вены». Айрис, конечно, была польщена, но все это считала сумасшествием. Она была рада, что успех пришел к ней поздно.

«У меня был бы повод грустить – почти все близкие друзья уже умерли, я не играю в карты или гольф, не хожу на званые обеды», – говорила она. Вы уже были готовы посочувствовать, но Айрис радостно завершала фразу: «Главное – у меня есть творчество». И убегала по делам.

«Моя тетушка экономит на дорогих похоронах». Курьезы

* Увидев созданные в честь нее босоножки Iris, Айрис заявила, что такой моделью можно восхитить врача-ортопеда, но не нее: «Слишком высокий каблук, и я не вижу в них ничего красивого…»

* Как-то Айрис публично призвала сажать в тюрьму тех, кто носит обтягивающие вещи, будучи толстым.

* Однажды приятельница сказала Айрис, что увидела у нее в соцсети интересное фото. «Что такое соцсеть? У меня ничего такого нет», – удивилась Айрис. Собеседница решила, что Айрис кокетничает или просто лжет. Она достала ноутбук и показала «ее» страницу. Под фото мужа Карла Айрис увидела подпись: «Мой дорогой муж Джоуи».

«Выдающимся мыслителем меня, пожалуй, не назовешь, но уж после 60 с лишним лет брака имя мужа я способна запомнить», – возмутилась Айрис. Только после этого собеседница поверила, что страницу ведет кто-то другой.

* Когда в 2005 году открылась персональная выставка Айрис Апфель, Метрополитен-музей не выпускал статей об Айрис для прессы, не размещал ее фото. В итоге, когда выставка стала сенсацией, никто толком ничего не знал о ее авторе.

Племянник Айрис, заходя время от времени на выставку, часто слышал, что ее героиня давно умерла. Узнав об этом, Айрис сказала ему: «Билли, будь добр, в следующий раз, когда услышишь такое, просто тронь человека за плечо и объясни: «Моя тетушка жива и здорова. Так она экономит на дорогих похоронах».

Секреты ее счастливой семейной жизни

* Никогда не теряйте чувства юмора.

* Уважайте друг друга.

* Оставляйте партнеру персональное пространство, не занимайте собой все его время.

* Не жертвуйте собой ради партнера, но и его не заставляйте это делать ради себя – помните, что вы пара, а не единое целое.

* Не ссорьтесь из-за пустяков – мелочные придирки безумно раздражают.

* Найдите общие интересы, делайте вместе что-то новое, но помните, что вам могут нравиться разные вещи и разные люди.

* Вы можете делать то, что не нравится партнеру, но тогда иногда делайте то, что вы не любите, зато обожает ваш партнер.

ТАК ОНА ГОВОРИЛА:

* Я настоящий романтик. Я никогда ничего не покупала только потому, что это ценно. Ткани рассказывают мне истории, поют мне песни. Я должна при покупке получить физическую реакцию.

* Все, что я делаю, делаю интуитивно. Если я буду слишком много думать, ничего не выйдет.

* Если ваши волосы уложены и на вас надеты хорошие туфли, вы можете идти куда угодно и в чем угодно.

* Когда вы стареете, заставляйте себя двигаться вперед, иначе можно попасть в ловушку и начать разваливаться. Надо оставаться активным, занимать свой ум делами.

* Никогда не покупаю вещи, которые называют модными, а только то, что делает меня счастливой. Роскошный персональный стиль – это выражение крайнего любопытства к себе.

* Я никогда не была бунтарем и не хотела никого обидеть. Для меня главное, чтобы мама не расстраивалась из-за меня и чтобы муж был доволен.

* Однажды мне сказали, что я изменила кому-то жизнь. А я подумала: что же за такая несчастная жизнь была у этой крошки, если мне удалось повлиять на нее.

* Я чувствую, что вношу вклад в освобождение женщин. Они понимают, что совершенно не обязаны выглядеть как все, а тем более думать как все.

* Стиль не в дорогой одежде. Вы можете иметь все деньги в мире и совершенно не иметь вкуса. Вы можете быть одеты в последние новинки высокой моды, обуты в туфли за десять тысяч долларов, увешаны дорогими украшениями – и выглядеть как новогодняя елка.

* Стремление угодить всем – тупик. Оно приводит лишь к тому, что вы оказываетесь просто никому не интересным.

Оцените статью