Она подарила ему молодость

Ей было всего пятнадцать лет, а ему на двадцать больше. Он увидел на балу эту девушку, тоненькую и такую обворожительную, что не смог пройти мимо. «Будете у меня хозяйкой?» — Со смехом спросил художник Константин Маковский, а Юля не смогла отказать.

Не нашла причины. Став обожаемой музой, любимой женой великого мастера, она не знала, что однажды ей станет так больно.

Она собиралась поступать в консерваторию, ведь у девушки был явный музыкальный дар. В 1874 году Юлия Леткова только-только начала выходить в свет, и бал в Морском корпусе стал для нее вторым в жизни.

Кремовое платье было таким нежным, волосы уложили такими очаровательными завитками, а глаза блестели столь ярко, что на Юлю все обращали внимание. «Красавица!» — Таким был единодушный приговор каждого, кто увидел ее.

Константин Маковский был вдов. Он похоронил жену, он оплакал сына. Его сердце было разбито, но встреча с Юлей словно придала ему новых жизненных сил. Знакомство состоялось в тот же вечер, а затем – приглашение на музыкальный «суаре», где собирались близкие и друзья Маковского. На следующий день Юлия вошла в гостиную, когда художник громко музицировал:

Нет, только тот, кто знал свиданья жажду,

Поймет, как я страдал и как я стражду!

Предложение «статье его хозяйкой» поступило тогда же. Но следовало немного выждать – Юля была слишком юна. Поэтому брак заключили в январе 1875 года, после шестнадцатилетия невесты.

Маковский обожал ее – такую молодую, яркую, талантливую. Он увез Юлю на медовый месяц в Париж, где и творил, и развлекал свою красавицу супругу. Их приглашали на балы и домашние вечера, и они везде имели огромный успех: великолепный художник и его блестящая жена.

Юля часто пела по просьбе друзей – голос у нее был прекрасный. «Загубила карьеру, — часто говорили в гостиных, — такую певицу мы потеряли!».

За границей родилась их дочь, но маленькая девочка прожила совсем недолго. Юлия переживала так сильно, что захворала. Муж старался окружить ее максимальным комфортом, а когда они вернулись в Россию, то поселились в столице подле Николаевского моста. Там же на свет появился сын Маковских, Сергей.

Жена и ребенок становились для художника бесконечным источником вдохновения. Это Юля смотрит на нас с портрета в малиновом тюрбане. На полотне «Болгарские мученицы» — тоже жена. «В мастерской художника» изображен Сережа…

Затем на картинах Маковского появились и другие дети – Елена и Владимир. Казалось, что этот дом наполнен счастьем! В нем жили великий художник, чей талант был востребован и хорошо оценен, прекрасная супруга и трое замечательных детей…

Юлия Павловна была уверена, что детям нужно гулять в любую погоду. Да, уроки и наставления – крайне важны. Но пусть будут здоровыми и закаленными! Дети боготворили ее, восхищались ее не меркнущей красотой. Елена писала, что когда мать собиралась на бал, было подлинным наслаждением наблюдать за приготовлениями:

«Мама стоит перед зеркалом, победно красивая… Пахнет духами… Белые перчатки, веер. Целый обряд – и мы под обаянием. Прекрасна сияющая мама! Прощаемся – звонко переговариваясь, идет она, в мехах… Лакей в передней, лошади поданы».

Маковские выезжали сами и принимали гостей – великих князей, художников, писателей, поэтов, весь цвет столичной аристократии. Иногда ставили домашние спектакли и оперы, где непременно блистала Юля. А летом 1888 года она тяжело заболела.

Причиной стала холодная погода в Крыму, где отдыхало семейство. Когда вернулись в Петербург, недуг приобрел чудовищный размах. Нужно было спасть жену художника, ее увозили в Киссинген и в Ниццу, консультировались с лучшими специалистами, но лучше не становилось.

Красавица Юля так ослабла, что передвигалась только с посторонней помощью. Она ездила вместе с детьми, муж был постоянно занят работой. Без супруги он оказался и в Париже в 1889-м. Это была роковая поездка.

В тот раз он встретил двадцатилетнюю Марию Матавину, в которую влюбился с пылом легкомысленного юноши. Двумя годами позже у них появился сын… Но прятаться, скрываться, было невозможно. Едва-едва окрепшая Юлия узнала от мужа о его второй семье. Она бессильно уронила голову на руки, не зная, что и сказать.

Она подарила ему молодость, она была его музой, его соратницей, его вторым «я». Она стала матерью четверых его детей и понять увлечение Матавиной не смогла. Сначала она подала ходатайство о предоставлении ей права проживать отдельно, потом потребовала развода.

26 мая 1898 года Константин Маковский получил все документы, и уже 6-го июня взял в жены свою тайную пассию.

Младшие дети поддерживали отношения с отцом, но Сергей не хотел. Он так и не простил отца за предательство матери. В сентябре 1915 года экипаж Маковского столкнулся с трамваем, и художник получил серьезные травмы. Он скончался в тот же вечер.

Сразу же выяснилось, что все права на полотна Маковский завещал своей последней жене. Мария Матавина умерла в 1919-м, у нее было четверо детей от художника.

Юлия прожила очень долгую жизнь. Ее не стало в ноябре 1954-го года. Свой последний приют она нашла на кладбище в Ницце. Ее сын, Сергей, стал поэтом и художественным критиком. Дочь Елена прославилась как художница и скульптор.

Репин называл Юлю «ангелом неизреченной красоты». Такой она и остается на полотнах мужа, который разбил ей сердце.

Оцените статью